О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Депутат требует лишить охранников в аэропортах особых полномочий

Парламентарии выступают против идеи вооружения огнестрельным оружием авиационных служб безопасности и досмотра ими пассажиров

Службы авиационной безопасности (САБ) и частные охранные предприятия, которым Минтранс разрешил досматривать пассажиров и багаж в аэропортах и на вокзалах, вскоре могут лишиться этой возможности. Депутат Госдумы Максим Шингаркин требует от министра транспорта России Максима Соколова отменить этот приказ. Парламентарий напоминает, что проверять пассажиров могут лишь сотрудники государственных правоохранительных органов. В МВД говорят, что из-за нехватки людей они сами не справятся с досмотром пассажиров, поэтому возрастет угроза их безопасности.

Депутат Госдумы Максим Шингаркин давно занимается вопросами транспортной безопасности и уже не раз выступал против проверки пассажиров частными структурами. Именно по этой причине 30 июля этого года он отказался проходить досмотр у сотрудников САБ в столичном аэропорту Шереметьево, после чего у него произошла стычка с охранниками.

По мнению парламентария, эта деятельность незаконна: сотрудники САБ и ЧОПов не обладают необходимыми полномочиями, а сам досмотр является ограничением прав граждан, закрепленных в Конституции. Шингаркин считает, что действия "частников" даже подпадают под уголовную ответственность - например, за превышение полномочий и нарушение неприкосновенности частной жизни.

Тотальный досмотр пассажиров на входах в аэропорты и вокзалы был введен приказом Минтранса и предписанием Ространснадзора спустя два дня после подрыва террориста-смертника в аэропорту Домодедово в январе прошлого года. С тех пор на объектах транспортной инфраструктуры действует введенный "уровень безопасности № 2".

В мае этого года арбитражный суд по иску Домодедово признал, что "службы авиационной безопасности аэропортов не наделены правами по проведению досмотра физических лиц и их вещей, проверки документов в зонах свободного доступа (неконтролируемых зонах)". А спустя месяц был опубликован указ президента Владимира Путина о порядке установления уровней террористической опасности. В нем четко прописаны три уровня: "синий" (повышенный), "желтый" (высокий) и "красный" (критический), которые предусматривают различные меры предосторожности, включая и досмотр. Срок действия этих мер не превышает 15 суток. При этом службы авиационной безопасности и ЧОПы среди структур, которые отвечают за антитеррор, в документе не упоминаются.

Теперь Максим Шингаркин требует приведения приказов Минтранса в соответствие с законом.

- На обеспечение безопасности владельцы аэропортов выделяют огромные деньги, поэтому частные структуры не хотят их лишаться, - пояснил "Известиям" Шингаркин. - Нам навязывают дополнительную услугу по досмотру, хотя она и без того входит в стоимость аэропортового сбора.

Представитель Минтранса Тимур Хикматов заявил "Известиям", что пока обращения депутата Шингаркина они не получали, поэтому не стал комментировать его инициативы.

В МВД призывают не спешить. Сейчас вопрос о безопасности аэропортов и вокзалов обсуждает специальная межведомственная группа во главе с замминистра МВД Виктором Кирьяновым.

- С САБ у нас пока идет взаимовыгодное сотрудничество: "частники" досматривают пассажиров, а наши сотрудники подключаются, когда речь уже идет об откровенном криминале, - заявил "Известиям" источник в МВД. - Если "частников" уберут из аэропортов, то из-за малой численности транспортной полиции мы попросту не покроем весь досмотр, безопасность пассажиров может оказаться под угрозой.

Службы авиационной безопасности и ЧОПы, охраняющие аэропорты и вокзалы, добровольно сдаваться не собираются. В распоряжении "Известий" имеется внесенный в правительство законопроект, который может существенно расширить их полномочия.

Этот документ дает им право на досмотр граждан, задержание подозрительных лиц и даже вооружение личного состава огнестрельным оружием. Фактически речь идет о создании полноценной боевой структуры на транспорте, которая будет существовать параллельно с транспортной полицией.

- Речь о возможном вооружении САБ идет давно, но вряд ли они смогут пробить это решение, - заявил "Известиям" источник в МВД. - Никто не даст им даже возможность носить боевое оружие среди пассажиров, не говоря уже о его применении. Дублирующая система нам не нужна.

Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов выступает против вооружения "частников".

- Вооружение служб авиабезопасности огнестрельным оружием должно стать предметом широкого обсуждения. Возможно, часть функций можно передать частным службам, но в этом случае необходимо четко прописать их полномочия, - считает руководитель НАКа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка