О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Минводам" спроектировали миллиарды

Консалтинговая компания Hochtief Airport завершила работу над концепцией развития крупнейшего в СКФО аэропорта "Минеральные воды", находящегося в собственности Ставропольского края

Консалтинговая компания Hochtief Airport GmbH завершила работу над концепцией развития крупнейшего в СКФО аэропорта "Минеральные воды", находящегося в собственности Ставропольского края. С учетом прогнозируемого роста пассажиропотока и для повышения эффективности обслуживания консультанты рекомендуют инвестировать до 2030 года сотни миллионов долларов. Аэропорт включен в план приватизации на 2012 год, и в качестве его контролирующего собственника власти хотят видеть ООО "Кредитинвест". Компания в настоящее время является основным частным инвестором аэропорта, однако ее долгосрочные планы по "Минеральным водам" несколько скромнее концепции - менее 1 млрд руб.

Согласно размещенной на сайте ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды" информации, Hochtief Airport GmbH (входит в немецкий концерн Hochtief AG) разработала комплексную концепцию развития аэропорта до 2031 года, представляющую собой "многотомное исследование-проект".

Основные цели концепции - повышение эффективности и уровня обслуживания пассажиров, а также обеспечение "высокого и стабильного уровня экономического роста" аэропорта. Для их достижения авторы предлагают реализовать ряд инвестпроектов. В их число входят проекты с достаточно понятными источниками финансирования - строительство ТЗК при участии "Роснефти" и третий этап реконструкции аэропортового комплекса, финансируемый из федерального бюджета.

Помимо этого, специалисты Hochtief предлагают построить новую гостиницу, "отвечающую современным требованиям комфорта" (по данным "Ъ", уровня 4-5 звезд), новый грузовой терминал, обслуживающий транзитные грузы, а также новое здание аэровокзала, "спроектированное под существенное увеличение пассажиропотока". Приступить к строительству аэровокзала немецкие консультанты рекомендуют не позднее, чем через пять лет. Среди других проектов - развитие бизнес-авиации и создание под нее автономного терминала и технического комплекса.

Получить комментарии у разработчиков о необходимых объемах финансирования при реализации концепции не удалось - в московском представительстве Hochtief "Ъ" сообщили, что ее готовили специалисты головного офиса в Эссене (Германия). По оценке гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, инвестиции в указанные проекты (за исключением ТЗК и аэродрома) могут достигать $700 млн.

В настоящее время аэропорт находится в собственности Ставропольского края. Он перешел в краевое подчинение в прошлом году в результате реорганизации ФГУАП "Кавминводыавиа", позднее госпредприятие преобразовано в ОАО с уставным капиталом 111 млн руб. Пассажиропоток в 2011 году - 966,5 тыс. человек, в первом полугодии 2012 - 561,7 тыс. (рост по отношению к прошлому году - 50%).

В 2011 году в Минводах была введена в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, которая строилась на федеральные деньги - 3,7 млрд руб. В свою очередь, частные инвесторы реконструировали аэровокзальный комплекс - минераловодское ООО "Кредитинвест" вложило в проект более 1,9 млрд руб., подписав с аэропортом договор аренды имущества до 2029 года. "Кредитинвест" оказывает услуги по обслуживанию пассажиров "Минеральных вод" и является оператором ТЗК. По данным kartoteka.ru, совладельцами компании являются московские ООО "Аиринвест" и ЗАО "Полюс", а также пятигорское ООО "Кинск", учредители данных компаний - физлица. Ряд деловых СМИ связывает "Кредитинвест" с холдингом "Синдика", основателем которого является глава КБР Арсен Каноков.

100% акций аэропорта включены в план приватизации на 2012 год.

Власти Ставропольского края планируют сохранить блокпакет, однако в качестве контролирующего собственника предпочли бы видеть именно "Кредитинвест", тем более что "других реальных инвесторов сейчас нет", рассказал "Ъ" представитель региональной администрации. Связаться с представителями "Кредитинвеста" вчера не удалось, по словам чиновника, до 2030 года инвесторы готовы вложить в актив около 900 млн руб., в том числе 250 млн руб. направить на реконструкцию привокзальной площади, 320 млн руб. - в гостиничный комплекс, более 120 млн руб. - в обслуживающий внутренние рейсы терминал и около 100 млн руб. - в инженерные сети. "Это более реалистичный сценарий, учитывая, что уже достаточно много сделано. Концепция Hochtief исходит из того, что в долгосрочной перспективе аэропорт будет обслуживать более 3-3,5 млн пассажиров в год, однако вряд ли их количество превысит 1,5-2 млн",- говорит он.

Как считает Борис Рыбак, "элементы концепции" могут быть приняты во внимание, однако в первую очередь власти будут ориентироваться на возможности инвесторов. "Большого пассажиропотока в Минводах нет, и ожидать прихода больших денег не следует. Реализация же крупных проектов будет зависеть от роста перевозок, например, строить большую гостиницу имеет смысл только тогда, когда пассажиропоток приближается к 3 млн человек в год",- отмечает эксперт.

"После реорганизации "Кавминводыавиа", реконструкции ВПП и "либерализации" маршрута Москва-Минеральные воды количество рейсов по данному направлению увеличилось в разы, а заполняемость остается на высоком уровне. В случае реализации оптимистичного прогноза роста пассажиропотока аэропорту будет явно недостаточно уже заявленного инвесторами объема",- считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Ростов-на-Дону». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка