О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дмитрий Краснов, SITA: "70% пассажиров при регистрации хотят использовать мобильные технологии"

Крупнейшие российские аэропорты и авиакомпании по технической вооруженности догнали, а по некоторым показателям уже превосходят лидеров мировой авиационной индустрии

Крупнейшие российские аэропорты и авиакомпании по технической вооруженности догнали, а по некоторым показателям уже превосходят лидеров мировой авиационной индустрии. Пройдет еще несколько лет активного развития, и пассажир, приехавший в аэропорт, сможет пройти в самолет самостоятельно, без помощи каких-либо сотрудников. Единственное препятствие на пути автоматизации - паспортный контроль. Об аэропорте будущего корреспонденту РБК daily Сергею Старикову рассказал директор "SITA, Россия и СНГ" Дмитрий Краснов.

Верность бумаге

- Как Россия представлена в SITA, мы к этому имеем отношение?

- Практически все российские авиакомпании и аэропорты являются нашими акционерами. Это и "Аэрофлот", и "Трансаэро", и S7, это и аэропорты Шереметьево, Борисполь и др. К сожалению, российские авиакомпании пока не входят в наши управляющие структуры. Впрочем, возможно, ситуация изменится уже в 2013 году.

- В процессе разработки стандартов вы не дублируете функции IATA, которая отвечает за стандарты перевозок?

- Международная ассоциация воздушного транспорта IATA разрабатывает стандарты для авиатранспортной отрасли. Будучи одним их ключевых участников авиатранспортной индустрии, SITA также принимает участие в создании всех стандартов. Возьмите систему поиска багажа WorldTracer, позволяющую отслеживать неправильно обработанный багаж авиапассажиров: она разработана силами SITA и стала индустриальным стандартом.

- Какой, по вашему мнению, в России самый высокотехнологичный аэропорт, где приняты эти индустриальные стандарты?

- На сегодняшний день все крупные аэропорты России и СНГ в достаточной степени технологически развиты. Региональные аэропорты в целом развиваются медленнее, чем столичные, но и в этом сегменте есть исключения, например авиаузлы Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга. К сожалению, не всегда и не все аэропорты могут позволить себе дорогостоящее оборудование, но это не лишает их новых технологий. Не так давно в аэропорту Оренбурга мы установили специальное приложение, позволяющее обслуживать пассажиров на удаленном подключении к более крупному Кольцово.

- Во Внуково говорят, что им не до современных технологий, поскольку некоторые пассажиры не умеют пользоваться даже лифтами, так как прилетают из городов с малоэтажной застройкой... а вы говорите, мобильная регистрация.

- Не знаю, как с лифтами, но, по данным исследований SITA, на сегодняшний день уже 70% пассажиров при регистрации хотят использовать мобильные технологии. Существует адаптация населения к технологиям в целом. Если пассажир научился пользоваться в смартфоне Интернетом, то, вполне возможно, в следующий раз он захочет зарегистрироваться на рейс по Сети. По данным операторов "большой тройки", доля продаж смарт­фонов постоянно растет. Только вспомните: всего лишь несколько лет назад многие не понимали смысл электронного билета, не верили в эту технологию. А сегодня мало кто из нас вообще вспоминает про бумажный билет, так все привыкли к электронному.

- А посадочный талон до сих пор дают бумажный…

- И тем не менее отрасль движется к безбумажным технологиям. В каких-то странах этот процесс развивается быстрее, в каких-то нет. В аэропорту Стамбула проблема электронного посадочного талона решалась около пяти лет, тогда как в Индии до сих пор на посадочном талоне ставится три печати.

Российские службы авиационной безопасности обязаны ставить штамп на бумажный носитель. Если эта необходимость будет убрана, то и распечатывать посадочный талон уже не потребуется. Технологически на стойке авиационной безопасности можно сканировать (в том числе и с экрана мобильного телефона или планшетника) посадочный талон с автоматической фиксацией метки сотрудника, пропустившего пассажира в стерильную зону. Сейчас эта технология тестируется в аэропорту Борисполь, где, как и в России, со времен Советского Союза ставятся на бумагу штампы.

- Также пока нет единого решения, как сделать безбумажную багажную бирку.

- В аэропорту Гонконга тестировалась технология одноразовых бирок. В каждую из них вживлялся чип, который вел передачу на определенной частоте и позволял отследить положение чемодана с точностью до 1 м. Его стоимость - 1-1,4 долл. за штуку. При пассажирообороте аэропорта 40 млн пассажиров в год затраты оказались существенными. Поэтому изучаются другие варианты. Обсуждается внедрение многоразовых электронных бирок RFID. Каждый раз, приходя с чемоданом в аэропорт, пассажир должен будет подойти к киоску саморегистрации и перепрограммировать свою бирку на конкретный рейс. Конечно, аэропорты должны будут вложить средства в технологии, умеющие работать с RFID.

Еще один вариант - самостоятельная печать багажных бирок пассажиром дома. Ряд авиакомпаний уже разработали инструкции, описывающие не только как распечатать бирку, но и как ее правильно сложить, чтобы багажная система аэропорта смогла ее считать.

Аэропорт без сотрудников

- Получается, что скоро можно будет прийти в аэропорт и не найти там ни одного сотрудника?

- Такие аэропорты уже практически существуют. Современные технологии позволяют пассажиру самостоятельно пройти регистрацию на рейс, сдать багаж и сесть в самолет. Показательны в этом плане аэропорты Франкфурта, Цюриха и Вены. В России мы установили и тестируем турникеты, предназначенные для автоматической посадки пассажиров на борт в Домодедово.

Однако остаются зоны авиаузла, где присутствие человека необходимо, например на паспортном контроле. В аэропорту Дубая уже введена система автоматического паспортного контроля, а перелеты внутри Европы не требуют дополнительной верификации личности, но без службы авиационной безопасности, без людей, которые после осмотра сумок принимают решение о допуске пассажира в стерильную зону, обойтись нельзя. IATA работает над этой проблемой и, вполне возможно, лет через десять можно будет сесть в самолет, самостоятельно пройдя все этапы регистрации. Конечно, сотрудники аэропорта будут наблюдать за работой всех автоматизированных систем и, если что-то пойдет не по плану, всегда придут на помощь. Правда, практика показывает, что в 99,9% случаев это не требуется.

- На последнем IT-саммите в Брюсселе директор Vueling Airlines сказал, что киоски саморегистрации умрут. Как вы относитесь к таким высказываниям?

- Данное предположение скорее касается не столько киосков, сколько изменения системы регистрации пассажира в целом. Сейчас активно развивается мобильная и интернет-регистрация. В будущем присвоение места в салоне самолета будет происходить в момент покупки билета, то есть пассажир будет зарегистрирован сразу же. А за несколько часов до вылета пассажир лишь сверит информацию на посадочном талоне с данными паспорта и распечатает багажные бирки в киоске саморегистрации. То есть киоски будут эволюционировать вместе с развитием отрасли.

- Если в аэропорту не останется сотрудников, то как быть пассажиру?

- Крупнейшие аэропорты работают над созданием так называемой дополненной реальности - отображения объявлений и рекламы на экране телефона. На мой взгляд, человеку, использующему смартфон, это будет интересно, а для авиакомпаний и аэропортов дополненная реальность станет каналом маркетингового продвижения. Проходя через аэропорт, пассажир будет видеть информацию о том, что, например, на гейте №1 начинается посадка, а напротив только сегодня в магазине Duty Free скидка на сорт любимого виски. Позже дополненная реальность может стать частью программ лояльности аэропортов.

- И в этом телефоне будет содержаться NFC*-SIM-карта с его посадочным талоном…

- Все верно. Технология NFC была разработана в апреле 2011 года. Опросы, которые мы проводим среди авиакомпаний, показывают, что каждый второй перевозчик планирует использование этого решения к 2014 году. С 2013 года его будут поддерживать 45 ведущих мобильных операторов мира из Японии, Великобритании, Кореи, Китая, Швейцарии и США. На данный момент в России NFC планирует внедрить "Билайн".

Для пользователя телефон с поддержкой NFC, или "мобильный кошелек", удобен: статистика показывает, что телефон всегда при вас и вы им пользуетесь каждые 10 мин., тогда как кошельком значительно реже. По данным той же статистики, человек узнает о потерянном телефоне в течение часа, а кошелька - в течение 72 ч. В случае пропажи телефона оператор связи заблокирует не только телефон, но и "кошелек" абонента. NFC можно будет использовать для оплаты покупок в магазинах, общественном транспорте, даже в качестве ключа от номера в отеле. И конечно же, эта технология будет активно использоваться в авиаотрасли. В январе 2012 года SITA представила первый в авиатранспортной отрасли экспериментальный образец технологии NFC на основе встроенного в смартфон чипа. Пассажиры могут использовать телефон с поддержкой NFC в качестве посадочного талона для автоматического прохождения зоны досмотра, входа в зал ожидания или на борт самолета.

- Насколько я знаю, SITA была первой в мире компанией, начавшей использовать iPad в коммерческих целях.

- Да, всего через два месяца после представления Apple iPad в 2010 году в научно-исследовательском центре SITA Lab на его основе создали киоск для покупки билетов. Сравните: стандартный киоск со встроенными сканером и принтерами стоит 10-20 тыс. долл., а киоск на базе iPad - не больше 5 тыс. долл. Но киосками дело не ограничилось. Учитывая, что технологический разрыв между нашими и западными авиакомпаниями и аэропортами стремительно уменьшается, можно спрогнозировать, что использовать все эти современные технологии будут и российские компании.

Авиация - одна из тех стандартизированных отраслей, участники которых общаются по одному протоколу типовыми служебными сообщениями. Более полувека назад SITA стала разработчиком технологий в авиатранспортной отрасли. Сегодня SITA - открытое международное сообщество, зарегистрированное в Брюсселе. Его членами могут быть как авиакомпании и аэропорты, так и хендлинговые и дистрибутивные (GDS) компании. Ежегодно на конференции в Брюсселе выбирается управляющий комитет, определяющий стратегию развития компании на ближайшее время. Там же акционеры выбирают председателя совета директоров и представителей от регионов. Крупными акционерами компании выступают Air France, British Airways, Emirates, Lufthansa, Virgin Atlantic....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка