О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ведомости" собирают слухи и "создают" новости

Как оказалось, в федеральном издании является нормой цитирование анонимных слухов и публикация непроверенной информации

Как оказалось, в федеральном издании является нормой цитирование анонимных слухов и публикация непроверенной информации. Некомпетентность московских журналистов стала очевидной после многократной публикации несуразного мнения якобы источника в одной из компаний-кредиторов "Полета". И если провинциальным журналистам еще можно было бы простить их неосведомленность в вопросе, то бывалым столичным "монстрам пера" уж точно не пристало так ошибаться. Материал, подписанный корреспондентом Екатериной Соболь, в каждом абзаце содержит фактические ошибки, наивные домыслы или откровенные передергивания. Вероятно, так в "Ведомостях" создают новости. А что же получилось на самом деле? На чем основана публикация?

"Авиакомпания "Полет", третья по величине специализированная грузовая авиакомпания России, рассчитывается с кредиторами самолетами Ан-124 ("Руслан"), - рассказал "Ведомостям" на авиасалоне в Фарнборо человек из крупной лизинговой компании. - Два "Руслана" уже переданы "Ильюшин финанс Ко" (ИФК) за долги, и теперь "Полет" эксплуатирует их по договору возвратного лизинга. Еще об одном Ан-124 тоже идут переговоры с кредиторами".

Авиационная компания "Полет" работает в сегментах грузовых и пассажирских авиаперевозок. Название авиакомпании не содержит в себе ни слова "грузовая", ни слова "специализированная". Кроме того, "человек из крупной лизинговой компании" демонстрирует свою глубокую некомпетентность следующей фразой:

"всего в парке "Полета" четыре "Руслана", которые базируются в Воронеже". Собеседник оценил стоимость каждого в $60-70 млн".

Самолеты Ан-124-100 "Руслан" не базируются в Воронеже и не могут там базироваться. Ни один из аэродромов, находящихся в Воронеже и Воронежской области, не может принять такой самолет. "Оценка" с разбегом в 10 миллионов долларов позволительна обывателю, далекому от авиации и финансов, но не "человеку из крупной лизинговой компании". Более того, ни один из партнеров авиакомпании "Полет" по лизингу воздушных судов, как выяснилось в ходе моего недавнего телефонного общения, не давал подобных интервью корреспонденту "Ведомостей".

"Представитель "Полета" подтвердил, что самолеты переданы ИФК. Но он настаивает на том, что финансовое положение перевозчика устойчиво, и схема возвратного лизинга была выбрана исключительно из удобства".

Действительно, возвратный лизинг как процедура займа финансовых средств для авиакомпаний более удобна, чем банковский кредит. Самолеты не были "переданы" или "отданы" - они были проданы, то есть авиакомпания получила за них деньги и сразу оформила лизинг этих воздушных судов.

Сейчас закрывается сделка по третьему "Руслану" - также на условиях возвратного лизинга. По возвратному принципу компания получает "длинные деньги" под гораздо меньший процент и на более приемлемый срок, чем в банке. ИФК никак не может прекратить этот контракт, а компания, при необходимости, может выкупить воздушные суда досрочно. Авиакомпания "Полет" уже неоднократно практиковала этот способ займа, и это не тайна за семью печатями. Возвратный лизинг - вообще популярная среди авиакомпаний форма кредитования, сейчас его используют Трансаэро, Аэрофлот, ЮТэйр и другие российские авиакомпании.

"Судя по открытым показателям, дела у "Полета" идут не очень. За январь-май 2012 г. грузооборот авиакомпании снизился на 57,6% до 52,17 млн тонно-километров, коммерческая загрузка самолетов сократилась на 12,5%, сообщается на сайте "Росавиации". Из конкурентов никто так не упал. Например, у лидера рынка - "Эйр бридж карго" (входит в группу "Волга-Днепр") - грузооборот вырос на 6,4%, а коммерческая загрузка сократилась на 2%".

Действительно, Екатерина использует здесь убедительные цифры, и арифметика ей знакома. Однако алгебра и начала анализа… вернее, собственно анализ остался, вероятно, неподвластен корреспонденту "Ведомостей". Экономический спад в Европе и переориентирование экономики в Китае привели к тому, что стоимость авиаперевозки килограмма груза на популярных грузовых маршрутах из Китая в Европу и обратно упала до цены чашки кофе. Авиакомпании "Полет" в определенном смысле повезло, что на выходе из высокого сезона и на пике кризиса авиаперевозок задействованные на этих маршрутах Ил-96-400Т последовательно стали на запланированные формы в Ульяновске. При нынешней ситуации на рынке дешевле стоять, чем летать. Посмотрим на "лидера" и увидим рост грузооборота на целых 6,4% и падение коммерческой загрузки на 2%. Это при наших стоящих трех Ил-96-400Т? Оставим за скобками прибыльность деятельности "лидера". Однако Екатерина не задала вопросов, связанных с таким положением, ни представителю авиакомпании, ни какому-либо эксперту рынка грузовых перевозок. В ее опусе есть подтасованные под нужный результат цифры и все тот же анонимный источник.

"У "Полета" есть неурегулированные споры с крупными заказчиками, в том числе и силовыми структурами. Без объяснения причин он отменил регулярный рейс в Мюнхен, который приносил прибыль", - рассказывает источник в одной из компаний-кредиторов "Полета".

Прокомментировать данное заявление "источника" Екатерины действительно крайне сложно. Если читатель не представляет суть взаимоотношений с заказчиком в грузовых авиаперевозках, то я поясню. Заказчик платит деньги, а авиакомпания перевозит груз. Еще раз акцентирую ваше внимание на термине "заказчик". У авиакомпании "Полет" нет заказчиков, которых можно было бы причислить к "силовым структурам". Нет споров с заказчиками, и, естественно, их нет в статусе "неурегулированных". В этом случае "источник" Екатерины, на "показаниях" которого построена вся статья, опять попал впросак.

Стоило труда понять, о каком рейсе в Мюнхен идет речь в повествовании "источника в одной из компаний-кредиторов "Полета". Авиакомпания "Полет" не отменяла регулярный пассажирский рейс Воронеж - Мюнхен и не собирается этого делать. Скорее всего, имеется в виду рейс Шанхай - Мюнхен, выполнявшийся на грузовых лайнерах Ил-96-400Т и отмененный в связи с падением стоимости перевозки с $3 за килограмм до $1,5 за килограмм на этом маршруте. О какой прибыльности рейса может идти речь, если за вырученные деньги едва можно приобрести 10 тонн топлива? Кому авиакомпания должна объяснять причины отмены рейса, если стоимость упала в том числе и в связи с отсутствием потребности в авиаперевозке?

"На Ан-124, которые сейчас не производятся, претендентов достаточно. В Фарнборо переговоры с ИФК о покупке "Русланов" провел гендиректор группы "Волга-Днепр" Алексей Исайкин", - говорит человек из лизинговой компании. У группы 10 "Русланов", она заинтересована в кратном увеличении их количества. Правда, представитель "Волга-Днепра" уверяет, что компания с ИФК таких переговоров не ведет. Представитель ИФК комментировать эту тему отказался".

"Человек из лизинговой компании", если он существует, крайне некомпетентен. Алексей Исайкин действительно посещал на Фарнборо стенд ИФК, но говорить о том, что в этот момент обсуждался вопрос покупки "Русланов", может только крайне далекий от авиационного лизинга человек. Я воздержусь здесь от детального объяснения взаимоотношений "Полета" и ИФК, но подчеркну еще раз: ИФК никак не может прекратить этот контракт, а компания при необходимости может выкупить воздушные суда досрочно.

Почему Екатерина Соболь предпочла использовать непроверенную информацию и уточнила только сам факт продажи и возвратного лизинга, мне неизвестно и непонятно. Разумеется, журналисты не обязаны согласовывать материал с объектами публикаций, но ведь можно было уточнить детали у реальных, а не мнимых экспертов, задать хоть и неудобные, но содержательные вопросы о положении на рынке грузовых авиаперевозок, проверить компетентность "источника" в освещаемых им вопросах. Нет, этого не произошло.

После этой публикации я созванивался и с Екатериной Соболь, и с заместителем главного редактора "Ведомостей" Борисом Сафроновым, но понимания ими допущенных в материале ошибок и передергиваний не случилось. Более того, в следующем материале об авиакомпании снова всплыли те же самые комментарии того самого неназванного "источника".

"У "Полета" есть неурегулированные споры с крупными заказчиками, в том числе и силовыми структурами. Без объяснения причин он отменил регулярный рейс в Мюнхен, который приносил прибыль", - рассказывал недавно "Ведомостям" источник в одной из компаний-кредиторов "Полета". На авиасалоне в Фарнборо изданию рассказали, что "Полет" рассчитывается с кредиторами самолетами Ан-124 ("Руслан")".

На прошлой неделе в материале "Ведомостей" вместо "человека из крупной лизинговой компании" появился "инвестбанкир". Правда, суть вымыслов не изменилась, и, как и в прочих заметках, он не был процитирован ни одним авторитетным специализированным или деловым изданием.

И пресс-служба, и руководство авиакомпании "Полет" никогда не отказывает журналистам в комментировании событий, связанных с авиакомпанией. Информационная политика, проводимая авиакомпанией, направлена на объективное освещение деятельности компании и российской авиационной отрасли в целом. Не претендуя на редактирование журналистской позиции, мы всегда готовы помочь избежать фактических ошибок и неточностей в статьях и материалах. Многочисленные контакты и взаимодействие с журналистами и коллегами по освещению деятельности авиакомпаний по всему миру говорят о серьезной вовлеченности компании в информационную составляющую бизнеса.

Мы крайне озабочены самой возможностью выхода такого некачественного материала.

Обращаясь ко всем журналистам, пишущим на авиационную тематику, я прошу их не стесняться и контактировать с объектом статьи и с признанными экспертами в авиационной отрасли. Не старайтесь, пожалуйста, придумывать сенсации, чтобы не оказаться самим в неловком положении.

С уважением,
Григорий Башкирев
Руководитель рекламно-информационного отдела...
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Полет"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка