О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хотят на нас заработать

В октябре будет год, как на дагестанский рынок авиаперевозок на смену ОАО "Авиалинии Дагестана" пришли новые авиакомпании. Однако ожидаемого снижения цен на авиабилеты по маршруту Махачкала - Москва - Махачкала за этим не последовало

В октябре будет год, как на дагестанский рынок авиаперевозок на смену ОАО "Авиалинии Дагестана" пришли новые авиакомпании. Однако ожидаемого снижения цен на авиабилеты по маршруту Махачкала - Москва - Махачкала, как многие надеялись, за этим не последовало. Наоборот, порой пассажиры жалуются на завышенные цены, которые доходят до 18 тысяч рублей. Сложившуюся ситуацию комментирует помощник генерального директора ОАО "Авиалинии Дагестана" И. Лихтман.

- Сегодня из Махачкалы в Москву выполняют рейсы авиакомпании "Газпромавиа", "Якутия", "ЮТэйр", "Тулпар" (совместно с "ЮТэйр"), "ВИМ-авиа", "РусЛайн". Некоторое время назад начала совершать рейсы авиакомпания "Red Wings". Теперь посмотрим на их тарифы. Данные только по эконом-классу с учетом всех сборов. Так, у "Газпромавиа" минимальный тариф - 6725, средний - 8870, максимальный - 9925 руб. У авиакомпании "ЮТэйр" (и соответственно у "Тулпара") минимальный - 5490, средний - 10230, максимальный - 20790. У "ВИМ-авиа" - минимум 4825, средний - 8270, максимум - 13025 руб. У "Якутии" от 4625 до 20625 руб. (средний тариф - 9700). Чемпион по минимумам авиакомпания "РусЛайн". Ее тариф составляет 3600 руб., но приобрести билеты по такой цене практически невозможно. Максимум у "РусЛайна" - 13500, средний тариф - 7440 руб.

Перечисленные суммы относятся к эконом-классу. Тарифы бизнес-класса не привожу, так как они составляют десятки тысяч рублей.

Многие думали, что конкуренция на рынке авиаперевозок пойдет во благо. На самом же деле мы видим, что все шесть авиакомпаний держат высокие тарифы.

Между тем вспомним о тарифах по московскому направлению авиакомпании "Авиалинии Дагестана". Так, на момент ее закрытия они составляли от 3990 до 8400 руб., средний равнялся 5900 руб.

- Недавно на рынок авиаперевозок пришла авиакомпания "Red Wings". Говорят, у нее тарифы ниже, чем у остальных.

- Единственная светлая новость в этом отношении - это то, что сейчас на дагестанский рынок авиаперевозок пришла компания "Red Wings". Это особая авиакомпания. Она отличается от большинства авиакомпаний уже тем, что последовательно проводит курс на поддержание отечественной авиационной промышленности и эксплуатирует самолеты нового поколения, не уступающие западным, - Ту-204. За счет того, что это машина российская, ее техническое обслуживание дешевле, чем Боинга. Хозяин авиакомпании "Red Wings" Александр Лебедев также известен как владелец "Новой газеты".

Компания ведет и разумную ценовую политику, на линии Махачкала-Москва тарифы "Red Wings" составляют 4925, 5625, 6125, 6625, 7125 и 7625 руб., средний тариф - примерно 6340 руб.

Большую работу по привлечению этой авиакомпании в республику провело Правительство республики. И руководство РД, и ОАО "Авиалинии Дагестана" рассчитывают всемерно укреплять сотрудничество с этой авиакомпанией.

- Можно ли каким-нибудь образом повлиять на ценообразование авиакомпаний?

- Нет, оно свободное. Если авиакомпания установит тариф 100 тыс. руб., то это ее право. Противопоставить этой политике может только одно - создать в республике собственную авиакомпанию, работающую в интересах Дагестана.

- Некоторые задаются вопросом: почему стоимость авиабилета на одно и то же расстояние на внутреннем рейсе дороже, чем на международном?

- Да, если лететь на одинаковое расстояние на международных и внутренних линиях, то цены в первом случае действительно будут меньше. Например, два билета из Москвы в Израиль и обратно (то есть фактически четыре билета) можно купить за 21180 руб. Причем замечу, что расстояние между Москвой и Израилем в два раза больше, чем между Москвой и Махачкалой.

- Так в чем же здесь дело?

- Такая ценовая разница объясняется рядом факторов. Обратим внимание на один из них. Когда российские авиакомпании начали летать за рубеж, законодатели установили для них нулевую ставку НДС. Это было сделано для того, чтобы было легче конкурировать с западными авиакомпаниями. В результате получилось так: на международных линиях НДС нет, а на внутренних он составляет 18 процентов, что и влияет на стоимость билета. Предложение Минтранса РФ об установлении нулевой ставки НДС для внутрироссийских авиаперевозок не нашло понимания у Минфина РФ.

- Вы упоминали авиакомпанию "РусЛайн", чемпиона по минимальному тарифу, который по московскому направлению составляет 3600 руб. Но в то же время отметили, что в продаже таких недорогих билетов практически нет. В связи с этим вопрос: как много бывает на рейсе недорогих билетов, и бывают ли они вообще в продаже, когда их покупать, чтобы застать в кассах?

- Когда авиакомпании стали работать самостоятельно, на вооружение взяли мировую практику, согласно которой каждая авиакомпания устанавливает линейку тарифов. Причем тарифы могут отличаться друг от друга в разы. И пассажиру подчас трудно объяснить, почему он сидит рядом с человеком, который заплатил 5 тыс. руб. за авиабилет, а он - 20 тыс., и это при том, что их везут одним самолетом, в одних условиях. Авиакомпании объясняют, что для каждого тарифа существуют так называемые УПТ - условия применения тарифов, которые разнятся друг от друга. УПТ могут быть самые разные. Например, можно ввести тариф хоть 1 руб., но реализовывать билеты по такому тарифу лишь пассажирам определенной категории. В частности, несколько лет назад я встречал у одной авиакомпании очень низкий зарегистрированный тариф Москва - Сочи, но только для судей Конституционного суда. Так что обычному пассажиру ориентироваться на сверхнизкие тарифы не стоит.

Когда работали "Авиалинии Дагестана", электронный билет за 3900 руб. можно было взять за две - три недели на сайте нашей авиакомпании. Вместе с тем, учитывая невысокий уровень компьютеризации населения республики, "Авиалинии Дагестана" ввели еще одну систему продаж. В Махачкале были установлены терминалы по продаже билетов "Авиалиний Дагестана". Любой гражданин мог с этого терминала войти в систему, выбрать устраивающий его рейс и тариф и оплатить билет так же просто, как пополнить счет на мобильном телефоне. Все это помогло уменьшить дополнительные расходы пассажира и способствовало тому, что он платил за билет не больше тарифа, установленного авиакомпанией.

- В городе мы видим немало агентств по продажам авиабилетов. Есть ли разница, покупать билет в них или напрямую у авиакомпании?

- Если человек планирует приобрести авиабилет подешевле, то не советую его брать в агентствах, так как они не заинтересованы в продаже дешевых билетов.

Выручка от продажи билета переводится агентствами в авиакомпанию, при этом удерживается агентский сбор. Поэтому агентства заинтересованы в реализации в первую очередь более дорогих билетов. Так что выбор за пассажиром - или идти в ближайшее агентство, но наверняка переплатить, или искать кассу непосредственно авиакомпании. Самое оптимальное, на мой взгляд, - приобретение билетов на сайте авиакомпании.

- Летающие в Махачкалинский аэропорт авиакомпании утверждают, что держат высокие тарифы в том числе и потому, что в нашем аэропорту высокие сборы.

- Пока авиакомпания "Авиалинии Дагестана" выполняла регулярные авиарейсы, мы держали аэропортовые тарифы ниже всех по Северному Кавказу. Расходы на них покрывали перевозочной деятельностью. С тех пор мы только один раз подали заявку на увеличение аэропортовых тарифов, и нам позволили поднять их на 10 процентов. Это мало и не может существенно влиять на цену авиабилета.

На сегодня махачкалинские тарифы на аэропортовые услуги ниже тарифов в других аэропортах. Эти тарифы проверяются и утверждаются Федеральной службой по тарифам и регистрируются в установленном порядке. И доля аэропортовых расходов в стоимости рейса не превышает 8 - 10 процентов.

- Но, может быть, рост тарифов на московской линии связан с ростом затрат авиакомпаний на топливо?

- Основная статья расходов авиакомпаний - это, конечно, расходы на топливо - 60-65 %. Стоимость топлива с ноября прошлого года действительно возросла примерно на 10 %, но этот показатель не может соответствовать 50-ти или 100-процентному росту тарифов. Кроме того, надо учесть, что большинство авиакомпаний, летающих из Москвы в Махачкалу, эксплуатируют экономичные самолеты западного производства, расход топлива у которых в 2 - 2,5 раза ниже, чем у Ту-154. И в этих условиях "Авиалинии Дагестана", летая на Ту-154, держали тарифы существенно ниже, чем те, кто летает из Махачкалы в Москву сейчас.

На мой взгляд, рост тарифов связан с тем, что компании просто желают заработать. В авиационных кругах линия "Махачкала-Москва" считается одной из самых выгодных, так как на ней постоянно имеется пассажиропоток....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дагестанская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка