О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия шантажирует Европу платежами за полеты над Сибирью

Росавиация добивается от авиационных властей Евросоюза исключения российских авиаперевозчиков из Eвропейской системы платы за выбросы (EU ETS)

Росавиация добивается от авиационных властей Евросоюза исключения российских авиаперевозчиков из Eвропейской системы платы за выбросы (EU ETS). Пока вопрос с экологическими выплатами не будет решен, Россия угрожает сохранить для европейских авиакомпаний повышенные ставки платежей за транссибирские полеты. Об этом говорится в меморандумах Росавиации по итогам прошедших переговоров с Австрией и Чехией. Эксперты считают, что демарш бесперспективен: вместо шантажа европейцев советской системой платежей за пролет России следует противопоставить ETS собственный экологический налог.

Напомним, что с января 2012 года предусмотренные ETS экологические платежи были распространены Евросоюзом и на иностранных авиаперевозчиков. По новым правилам авиакомпаниям бесплатно будут предоставлены сертификаты на выбросы углеродов в объеме 82% от среднего объема эмиссии в течение 2004-2006 годов, 3% будет зарезервировано за новыми компаниями, а сертификаты на выбросы оставшихся 15% авиакомпании будут обязаны покупать.

Как сообщили в Минтрансе, за нынешний год российские перевозчики заплатят около $2 млн, но в будущем суммы могут многократно увеличиться. Крайний срок внесения платы на 2012 год - 1 апреля будущего года.

Плата за пролет над Сибирью с европейских и азиатских компаний взимается Россией с 1970-х годов. Суммы платежей основываются на экономии перевозчика от пролета более коротким маршрутом и фиксируются коммерческими соглашениями. В советские времена соглашения заключались с единственной государственной компанией - "Аэрофлотом", который и сегодня является получателей этих платежей. Их общая сумма составляет $200-300 млн в год, порядка $80 млн из этих денег "Аэрофлот" перечисляет Росавиации. Считается, что благодаря сборам за пролеты над Сибирью билеты на некоторые направления стоят в "Аэрофлоте" дешевле, чем у европейских перевозчиков, что вызывает неудовольствие конкурентов. В 2006 году Евросоюз, не один год добивавшийся от России отмены дискриминационных условий пролета над Сибирью, настоял на их пересмотре.

Тогда Россия взяла обязательства к 2014 году перейти на новую систему платежей за пролет над Сибирью. Тарифы будут рассчитываться на основе реальных затрат на аэронавигационное обслуживание и обеспечивать иностранным перевозчикам недискриминационные условия.

Согласно нынешним меморандумам Росавиации, Россия замораживает соглашения 2006 года, так как выступает против европейской системы экологических платежей. Также Россия не будет увеличивать количество полетов европейских авиакомпаний над Сибирью.

Ограничивать количество их рейсов Россия начала еще в начале года. В марте Минтранс отказался согласовать немецкой Lufthansa Cargо 11 рейсов из Франкфурта через Красноярск в Китай, Корею и Японию.

По мнению эксперта "Инвесткафе" Андрея Шенка, замораживание соглашения 2006 года выгодно "Аэрофлоту", который может потерять "сибирские роялти". По его словам, если при расчете платежей исходить из реальных расходов на поддержание диспетчерской сети, то их сумма может остаться прежней. Но получателем будет государство, а не "Аэрофлот". При этом, напоминает эксперт, руководство компании заявляло, что выплаты могут быть вовсе отменены после вступления России в ВТО, хотя пока сроки этой отмены не назывались.

Независимый авиационный эксперт Олег Смирнов полагает, что Россия, угрожая Европе ограничением полетов над Сибирью, поступает недальновидно. Он напоминает, что США и Китай также выразили недовольство экологическим налогом и запретили своим авиакомпаниям платить его.

- В отличие от России эти страны разрабатывают подобные правила для своего воздушного пространства. Думаю, Китай уже к концу года объявит порядок введения своих экологических платежей и будет боевая ничья, - отмечает Смирнов. По его словам, если Россия и Евросоюз не договорятся по поводу экологических сборов, то в конечном итоге могут пострадать авиакомпании, которые не сумеют приобрести дополнительные квоты, чтобы увеличить количество рейсов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка