Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Юлия Калачихина
Опубликовано: 01.10.2012, 14:38

Евросоюз взыщет с США 12 млрд долларов


Еврокомиссия обратилась в ВТО с просьбой разрешить ей установить ввозные пошлины на американские товары объемом 12 млрд долл. в ответ на то, что Вашингтон субсидировал авиастроителя Boeing. Инициатива Брюсселя является контрмерой - ранее американская сторона направила в организацию аналогичную просьбу в отношении Airbus, пожелав поднять пошлины на сумму 10 млрд долл. Эксперты полагают, что США и ЕС угрозами санкций пытаются повлиять на размеры господдержки авиаиндустрии.

Еврокомиссия в конце минувшей недели попросила ВТО разрешить поднять пошлины на товары из США. В марте этого года ВТО признала незаконным получение Boeing субсидий и налоговых послаблений от США в объеме 5,3 млрд долл. - госдотации Boeing привели к тому, что Airbus продал на 118 самолетов меньше, чем мог бы. В результате компания должна была пересмотреть систему дотаций. Вашингтон отменил несколько заказов, которые Boeing получил от Министерства обороны и NASA. Кроме того, американская компания лишилась ряда налоговых льгот и программ финансирования. Однако европейские чиновники посчитали это полумерами и попросили покрыть потери компании самостоятельно, подняв налоги на импорт из США (Брюссель не уточнял, какие конкретные товары хочет обложить повышенными пошлинами). Формально европейский запрос будет представлен на рассмотрение комиссии ВТО 23 октября. Если она придет к выводу, что США недостаточно активно снижают объемы госпомощи, то пострадавшей стороне могут разрешить ввести торговые санкции, однако рассмотрение спора может затянуться на несколько лет.

В апреле Вашингтон направил аналогичный запрос в ВТО, попросив разрешения на увеличение пошлин с 7 млрд до 10 млрд долл. Ранее ВТО по_считала незаконными субсидии Airbus на 18 млрд долл., которые помогли снизить продажи Boeing на 342 самолета. Организация тогда призвала обе стороны пересмотреть объемы поддержки, а компании - завершить правовой спор, который длится уже восемь лет.

"В 1970 году, когда была образована компания Airbus, Boeing контролировал 97% западного рынка гражданских самолетов. Благодаря льготным гос­кредитам Airbus постепенно откусил больше половины пирога. Естественно, это не понравилось Boeing, хотя США также активно его субсидировали - ни одна авиаиндустрия не выживет без господдержки", - пояснил гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Тем не менее до 2004 года компании, которые на протяжении многих лет собирали друг на друга компромат, не решались начать тяжбу (инициатором в итоге выступил Boeing).

"Производители обвиняют друг друга в демпинге, но на самом деле и Airbus, и Boeing продают самолеты ниже каталожных цен. Компании держат в тайне, какова себестоимость их товаров на самом деле", - отметил г-н Рыбак. Авиаперевозчики получают скидки, которые могут достигать 60% официально заявленных цен.

Эксперты уверены, что до возведения серьезных торговых барьеров дело не дойдет. "Стороны обмениваются симметричными уколами. Параллельные предложения по штрафам или пошлинам, которые незначительно отличаются по суммам, компенсируют позиции сторон", - сказал руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Он отметил, что в этом споре ни Вашингтон, ни Брюссель не решатся превентивно вводить пошлины без соответствующего решения ВТО. Так как в таком случае пострадавшая сторона обжалует санкции и в итоге уже с одобрения ВТО примет контрмеры, которые будут куда более масштабными.

"Компании пытаются через ВТО повлиять на способы и размеры господдержки. Так, аналогичная тяжба между канадской Bombardier и бразильской Embraer привела к тому, что бразильцы были вынуждены сократить экспорт самолетов", - резюмировал г-н Пантелеев.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 1 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пантелеев Олег, Рыбак Борис, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Bombardier, Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис (в процессе тестирования)