Источник: сайт «Бизнес-Online»
Автор: Тимур Латыпов, Арслан Минвалеев
Опубликовано: 02.10.2012, 10:55

ТАИФ покупает вертолет как у Путина

Крупнейшая компания РТ интересуется только серьезными VIP-бортами - ранее она обзавелась джетом Bombardier Global 5000


Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", руководство ОАО "ТАИФ" первым в Татарстане решило купить пока еще не очень привычную для России модель вертолета - салонный вариант Augusta-Westland-139. Это очень комфортабельная (до роскоши), мощная и технически продвинутая машина приблизительной стоимостью 13 млн. евро. Эксплуатировать вертолет будет принадлежащая известному в РТ предпринимателю Азату Хакиму компания "Тулпар Геликоптерс".

Нефтяники, спецслужбы, шейхи

Итак, что же представляет из себя дорогостоящая машина? AgustaWestland AW139 - итало-британский двухмоторный многоцелевой вертолет так называемого "промежуточного" класса. Первый полет совершил 3 февраля 2001 года. Экипаж - 1 - 2 человека. Пассажировместимость - до 15 человек. Максимальная взлетная масса - 6 тыс. килограммов. Масса полезной нагрузки - 2 500 килограммов. Силовая установка - два двигателя Pratt&Whitney Canada PT6C-67C. Максимально допустимая скорость - 309 км/ч. Крейсерская скорость - 291 км/ч. Практическая дальность - 740 километров. Продолжительность полета - 3 часа 54 минуты. AW 139 - единственный вертолет в своей весовой категории, который оснащается комплексной системой антиобледенения.

Больше всего AW139 используют в пассажирских перевозках и обслуживании морских нефтеразработок. Большим успехом AW139 пользуется у полиции, пограничников, береговой охраны разных государств. Но прежде всего это непревзойденный вертолет-салон. Такие машины больше всех заказывают правительства арабских государств. AW139 стал своего рода новым стандартом стильного комфорта. Есть варианты VIP-салонов на 4, 5, 6 и 7 пассажиров. В 2008 году был продемонстрирован салон AW139, созданный модельным домом "Версаче". Сообщается, что АW139 в VIP-варианте пользуются первые лица не менее чем из десятка стран… В России AW139 начал эксплуатироваться в сентябре 2010 года. А в начале 2012-го два таких вертолета были поставлены специальному летному отряду "Россия" управделами президента РФ.

Мировые поставки AW139 все растут, и как считают специалисты, он может стать одной из успешнейших международных вертолетных программ начала XXI века. Видимо, именно поэтому его и выбрала для производства в России корпорация "Оборонпром". 6 ноября 2008 года в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони между AgustaWestland и "Оборонпромом" было подписано соглашение о создании в подмосковных Панках совместного предприятия по сборке AW139.

Вертолет - это как женщина

По данным газеты "БИЗНЕС Online", эксплуатировать AW139 будет ООО "Тулпар Геликоптерс", входящее в группу компаний "Тулпар". Эту информацию нам подтвердил председатель совета директоров ГК Азат Хаким: "Да, мы ждем "Аугусту" в VIP-варианте в конце января следующего года. Она будет здесь базироваться и обслуживаться. Подробностей о цене не знаю, но где-то в пределах 13 миллионов евро... Да, в республике раньше не было таких машин, да и в России их пока не так много, как "Белл", "Еврокоптер" или "Робинсон". Но сейчас "Аугуста" очень активно заходит на российский рынок, в Подмосковье строят российско-итальянский завод по производству AW139". По мнению, Хакима, наладить эксплуатацию и обслуживание AW139 труда не составит: "Все когда-то с чего-то начинается. Шаг за шагом его освоим".

Вместе с тем глава ГК "Тулпар" не стал называть покупателя вертолета: "Не в наших правилах озвучивать такие данные. Просто есть корпоративный заказчик. Мы оператор техники и готовы выполнять для заказчика весь спектр авиационных услуг. Экипаж будет наш - сейчас обучаем пилотов в Италии". По словам Хакима, решив приобрести вертолет, заказчик выбирал между продукцией AugustaWestland, Bell, Eurocopter. "За AW139 сыграло много чего - начиная от дизайна и кончая техническими характеристиками, - объяснил он. - Что конкретно впечатлило заказчика, сказать трудно, это все равно что спросить у мужчины, почему тебе нравится именно эта женщина". По словам генерального директора ООО "Тулпар Геликоптерс" Дмитрия Коновалова, в каком-то роде аргументом может быть и то, что на AW139 передвигаются в том числе Владимир Путин, Барак Обама, Сильвио Берлускони. В России AW139 планирует приобрести РЖД и еще ряд компаний. Коновалов уверен, что для его компании незнакомая модель - не головная боль, а дополнительная компетенция (сегодня в парке "Тулпар Геликоптерс" - Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Robinson-44, Eurocopter EC-135).

Вместе с тем можно предположить, что на выбор заказчика "Тулпар" повлияла и недавняя катастрофа виповского вертолета Bell-407 "Татнефти" (Bell, напомним, - самая популярная у бизнесменов Татарстана марка легкого вертолета, "моду" на которую задало правительство РТ). Немаловажно, что специалисты отмечают едва ли не чрезмерную тяговооруженность AW139 - вертолет способен спокойно лететь на одном из двух двигателей.

ТАИФ летает с шиком

Кто же заказчик? По данным газеты "БИЗНЕС Online", это стратегический партнер ГК "Тулпар" - ОАО "ТАИФ". На вопрос, для каких целей приобретается AW139, генеральный директор ТАИФа Альберт Шигабутдинов в кулуарах одного из совещаний ответил: "Это рыночная информация. Мы ее можем не раскрывать. Мы можем приобретать все, что необходимо для наших нужд". Лаконичен был и его заместитель - Руслан Шигабутдинов: "Будет покупка или нет, узнаем в свое время". Но при этом он показал доскональное знание темы, сравнив характеристики вертолетов Bell и Augusta.

Отметим, что ТАИФ не впервые приобретает очень серьезную авиатехнику. В декабре 2010 года стало известно о том, что компания обзавелась бизнес-джетом Bombardier Global 5000, который (как и AW139 в своей сфере) также обозначил новые стандарты в классе деловых и административных самолетов. У Global 5000 - самый большой и наиболее технологически продвинутый салон в своем классе. Салон разделен на три секции для размещения пассажиров, кухню и два санузла. В зависимости от компоновки на борту могут разместиться от 8 до 17 человек. Global 5000 оборудован высокоскоростной компьютерной системой с подключением к интернету, что позволяет эффективно использовать время в деловых поездках. Для отдыха при дальних перелетах предусмотрено до шести спальных мест. Стоимость такого самолета в зависимости от комплектации составляет $47,5 - 60 миллионов.

И, к слову, на недавней международной выставке HeliRussia-2012 Казанский вертолетный завод продемонстрировал весьма впечатляющий "салон" "Ансата". Напомним, проект этого вертолета считается едва ли не главным чисто татарстанским высокотехнологичным продуктом. Так, может, и самим заказать стоит?

 

Дайджест прессы за 2 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 2 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ми-8Т, Казанский Вертолетный завод, Ансат, Ан-124-100 Руслан, Научно-техническая фирма "Аэротех", Global 5000, EC-135, Bell-407, Ми-2, Bombardier, AgustaWestland (в процессе тестирования)