Источник: журнал «Взлёт»
Опубликовано: 02.10.2012, 17:17

"Благодарность пилотов - главный результат"


Гражданская авиация Таджикистана демонстрирует поступательный рост уже на протяжении ряда лет. Обеспечением движения воздушных судов в пределах государственных границ Республики занимается ГУП "Таджикаэронавигация", созданное в 2008 г. О деятельности государственного предприятия, последних изменениях в структуре воздушного пространства страны обозревателю журнала "Взлет" Артему Кореняко рассказал генеральный директор ГУП "Таджикаэронавигация" Анвар Махсудов.

Анвар Баходурович, какова история ГУП "Таджикаэронавигация"?

Государственное унитарное предприятие "Таджикаэронавигация" (ГУП "ТАН") создано Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 491 от 1 октября 2008 г. путем выделения из состава Государственного унитарного авиационного предприятия "Таджик Эйр". ГУП "ТАН" входит в систему Министерства Транспорта РТ, специально уполномоченные структуры которого проводят государственную политику путем издания нормативных документов, а также осуществляют надзор и регулирование в области гражданской авиации.

Несмотря на то, что ГУП "ТАН" было организовано в 2008 г., функционировать и осуществлять свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица оно начало с февраля 2009 г. В это же время был зарегистрирован Устав предприятия, утверждены структура и штат, а также подготовлены и утверждены Положения о филиалах. Предприятие приступило к осуществлению своих стратегических функций в области обеспечения аэронавигационных услуг. Auto

В том же 2009 г. ГУП "ТАН" начало осуществлять и финансово- хозяйственную деятельность. Было осуществлено обновление оргтехники предприятия, произведены закупка и оборудование трех новых автомобилей, необходимых для организации передвижных пунктов руководителя полетов.

Было также проведено распределение машин по филиалам. Заключен договор на поставку оборудования для восстановления полной работоспособности системы метеорологического обеспечения полетов во всех подразделениях предприятия с финской компанией по производству специализированной аппаратуры. В целях повышения политических знаний и уровня подготовки членов коллектива была успешно проведена компания по подписке на ведущие СМИ Республики Таджикистан.

Центр предприятия находится в Душанбе, но имеет свои филиалы в таких городах как Худжанд, Куляб и Курган-Тюбе, а также специалистов управления воздушным движением в аэропортах местных воздушных линий. Главной задачей предприятия с самого начала его функционирования было и остается обеспечение управления движением воздушных судов в воздушном пространстве и на аэродромах Республики Таджикистан вне зависимости от ведомственной и национальной принадлежности.

Какую территорию обслуживает возглавляемое Вами предприятие?

На сегодняшний день, после проведенной по инициативе Республики Узбекистан реструктуризации воздушного пространства, ГУП "ТАН" предоставляет услуги в пределах государственных границ Республики Таджикистан. Предприятие осуществляет управление воздушным движением по 28 международным коридорам с Узбекистаном, Кыргызстаном и Афганистаном. В настоящее время идет работа по открытию международного воздушного коридора с соседним Китаем.

Сколько центров управления полетами работает на территории страны?

В структуру ГУП "ТАН" входят два центра ОВД: Районный Центр (РЦ) УВД Душанбе и Вспомогательный Районный Центр (ВРЦ) Худжанд. Мы планируем некоторую реорганизацию, но в целом, существующая структура удовлетворяет текущим и перспективным требованиям.

Какие воздушных трассы, проходящие через воздушное пространство страны, наиболее загружены?

Через наше воздушное пространство проходит 21 воздушная трасса. Общая протяженность составляет 3093 км. Наиболее загружены воздушные трассы В350,V878, A103, G500 и G555.

Сколько полетов в воздушном пространстве Республики Таджикистан было совершено за последние годы?

В принципе, обслуживаемые полеты с каждым годом увеличиваются. В 2010 г. было обслужено 63184 воздушных судов (ВС), что в сравнении с 2009 г. больше на 17 %.
За 2011 год предприятием обслужено 69876 ВС, что на 10 % больше по сравнению с 2010 г. Увеличение связано с созданием (ВРЦ) "Худжанд" для обеспечения обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве Согдийской области, ранее осуществлявшемся Республикой Узбекистан. За первое полугодие 2012 г. предприятием обслужено 36427 ВС, что на 3148 единиц или 9 % больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кто устанавливает тарифы за аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Таджикистана?

Так как мы являемся естественной монополией, тарифы на аэронавигационное обслуживание согласованные с Министерством транспорта утверждает Комитет по антимонопольной политике при Правительстве Республики Таджикистан.

Каковы доходы ГУП "ТАН" по итогам 2011 г.?

За 2011 г. доходы предприятия составили 37,332 млн сомони (около 7,78 млн долл.), что на 1,2 % больше показателя за 2010 г.

Как модернизируется инфраструктура управления воздушным движением (УВД) Республики Таджикистан?

Протестирована и введена в эксплуатацию система многопозиционного наблюдения "MLAT" в Согдийской области, являющаяся первым шагом на пути внедрения этой современной технологии на территории всей Республики, благодаря которой управление воздушным движением ВС на севере Таджикистана полностью перешло в ведение таджикских специалистов. До этого данная работа осуществлялась специалистами Республики Узбекистан. Первые результаты доказали правильность выбора оборудования чешской компании ERA, давшего возможность качественно улучшить обзор воздушного пространства на севере страны. Окончательная реализация проекта позволит создать поле уверенного наблюдения за воздушным движением на всей территории нашей страны.

Как совершенствуется нормативная база в области УВД?

В настоящее время в Республике действует Воздушный кодекс от 1998 г., Правила использования воздушного пространства Республики Таджикистан от 2002 г., Авиационные правила полетов в воздушном пространстве Республики Таджикистан от 2004 г. В целях дальнейшей адаптации национальных правил к международным требованиям создана рабочая группа по подготовке новых Авиационных правил Республики Таджикистан по организации воздушного движения. Документ планируется утвердить до конца текущего года.

Внедрена ли в Республике новая система вертикального эшелонирования?

Вместе с государствами-участниками Координационного совета "Евразия" и Афганистаном, мы осуществили внедрение сокращенных интервалов вертикального эшелонирования в слое верхнего воздушного пространства, а также перешли на систему эшелонирования, применяемую в большинстве стран мира. Перечислять конкретные меры в рамках интервью, наверное, не правильно, т.к. работа была проделана огромная, скажу только, что рабочая группа, созданная для отработки проблем перехода, с честью выполнила поставленные задачи. Самый главный результат - это благодарность пилотов, которые перестали "дергаться" от многочисленных дополнительных команд диспетчеров в буферных зонах, получили возможность летать на удобных экономичных высотах. Диспетчеры РЦ также получили облегчение: буферная зона с Афганистаном, которая постоянно требовала дополнительного внимания из-за необходимости смены эшелонов полета теперь упразднена.

Весь ли авиапарк авиакомпаний Республики Таджикистан допущен к полетам в условиях RVSM?

Подготовка авиационного парка к внедрению RVSM - одна из главнейших задач перехода, которая также успешно решена. Все воздушные суда РТ допущены к полетам в условиях RVSM.

Насколько национальная система организации воздушного движения Таджикистана теперь гармонизирована с национальными системами УВД сопредельных стран?

Во всех государствах Центральной Азии применяется одинаковая система эшелонирования. Есть небольшие отличия по организации воздушного пространства и правилам обслуживания в районах аэродромов, но по верхнему воздушному пространству никаких проблем нет. Для обеспечения концепции "бесшовности" государства-участники КС "Евразия" разрабатывают проект "МАС "Восток", призванный обеспечить организацию планирования потоков воздушного движения в восточной части европейского региона IСАО. В целях осуществления координированных действий в области управления воздушным движением подписаны соглашения с Аэронавигационными центрами Киргизии и Узбекистана. Продолжаются работы в этом направлении с Аэронавигационным центром Исламского государства Афганистан.

Как вы решаете проблемы с кадрами?

Положение с кадрами в целом нормализуется. Предпринятыми усилиями, путем реорганизации щтатной структуры удалось решить многие проблемы. Руководство предприятия последовательно работает над повышением профессионального мастерства личного состава и ведет программу повышения профессионального мастерства личного состава и программу повышения квалификации работников всех подразделений не только в Таджикистане, но и за ее пределами. Так, например, специалисты предприятия проходят профессиональную подготовку в России, Франции, Казахстане, Киргизии и т.д. В Таджикистане профессия "Диспетчер УВД" считается достаточно престижной, поэтому в последние годы молодые люди сами за свой счет проходят обучения в различных учебных заведениях и затем приходят устраиваться к нам на работу. К сожалению, из-за заполненности штата, сегодня нам уже приходится даже отказывать в приеме на работу.

У ГУП "ТАН" есть должники?

Текущие долги есть практически у всех авиакомпаний, но чуть больше их у государственного перевозчика "Таджик Эйр". Кстати, она получает скидку 60 % от действующих тарифов. Это меры по поддержке национальной авиакомпании, которая испытывала трудности из-за подорожания топлива, необходимости адаптации к новым условиям после разделения, а также для ускорения ее перехода на более экономичную западную технику.

На какие цели был взят кредит у ЕБРР?

Кредит Европейского банка реконструкции и развития был в свое время выделен ГУАП "Таджик Эйр" на модернизацию аэронавигационной системы страны. Часть его перешла ГУП "ТАН" после разделения компании. Мы согласовали график погашения, который завершится в 2016 г., и ежегодно исправно проплачиваем по нему.

В конце мая в Душанбе состоялось совместное совещание Координационного Совета и Координационной группы экспертов "Евразия" с участием руководителей аэронавигационных предприятий стран СНГ, в ходе которого Вас избрали Председателем КС на два года. Какие задачи стоят перед Вами на этом посту?

Несмотря на то, что принципиально цели и задачи КС не меняются: это определение и координация мер по гармонизации национальных систем организации воздушного движения стран участников, сегодня перед КС стоят уже совсем другие задачи, чем это было 10-12 лет назад. Основными проблемами тех лет была адаптация национальных систем и законодательства к требованиям IСАО, преодоление различий в организации воздушного движения, совершенствование структуры воздушного пространства и сегодня, несмотря на то, что наши государства в разной степени продвинулись на этом пути, эти задачи в основном решены. Теперь мы должны направить свои усилия на продолжение создания бесшовного воздушного пространства и сделать это надо без ущерба суверенитету и интересам всех государств-участников.

Другой важнейшей задачей, тесно связанной с первой, является создание современных цифровых баз данных аэронавигационной информации наших государств для обеспечения концепции IСАО по переходу от Служб аэронавигационной информации к управлению аэронавигационной информацией. Если у нас получится сделать это в едином формате и на основе унифицированных аппаратных средств - практическую пользу ощутят не только пользователи воздушного пространства региона, значительное упрощение операций и экономию получат также и провайдеры аэронавигационных услуг.

Как строится взаимодействие ГУП "ТАН" с ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"?

У нас очень дружеские и доброжелательные отношения с нашими коллегами из ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". На протяжении долгих лет мы всегда ощущали поддержку и внимание с их стороны, за что, конечно же, очень благодарны! Помимо чисто дружественных и взаимовыгодных отношений, тесно сотрудничаем в рамках КС "Евразия".

 

Дайджест прессы за 2 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 2 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Быковский Агрегатный Завод, Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации, Таджик Эйр, Восток, Взлет, Таджик Эйр (в процессе тестирования)