О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ремонт всегда не вовремя

В течение последнего месяца между "Аэрофлотом" и "Шереметьево" произошло сразу два крупных конфликта. Сначала расписание авиаперевозчика было нарушено перебоями с электроснабжением, потом - ремонтом взлетно-посадочной полосы

В течение последнего месяца между "Аэрофлотом" и "Шереметьево" произошло сразу два крупных конфликта. Сначала расписание авиаперевозчика было нарушено перебоями с электроснабжением, потом - ремонтом взлетно-посадочной полосы. Авиакомпания не только начала угрожать аэропорту судами, но и заявила о намерении сменить менеджмент "Шереметьево". Пикантности ситуации добавляет тот факт, что перепалка с перевозчиком происходит в преддверии слияния столичных аэропортов и состав управленцев создаваемого холдинга еще не определен.

Нужно понимать, что "Шереметьево" и "Аэрофлот" сильно зависят друг от друга. Крупнейший в России авиаперевозчик обеспечивает около 70 процентов пассажиропотока в "Шереметьево" и, следовательно, является самым важным клиентом аэропорта. Кроме того, авиакомпания является акционером крупнейшего аэропорта в стране: ей принадлежит 8,96 процента "Международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ). Еще 4,24 процента акций МАШ контролирует государственная корпорация ВЭБ, а госбанк ВТБ - 3,76 процента. Остальные 83 процента ценных бумаг принадлежат государству напрямую.

В свою очередь "Шереметьево" является базовым аэропортом для "Аэрофлота". При этом деловые СМИ отмечают, что, в отличие от большинства крупных перевозчиков, "Аэрофлот" не диверсифицировал рейсы и практически не пользуется услугами других аэропортов, из-за чего он сильно зависит от ситуации в МАШ.

Конфликты между МАШ и "Аэрофлотом" происходили и раньше. Так, в конце декабря 2010 года плохие погодные условия стали причиной задержки в "Шереметьево" более сотни рейсов. Тогда авиакомпания возложила ответственность за произошедшее на аэропорт, отметив, что большая часть трудностей возникла из-за низкого качества обслуживания в МАШ. Аэропорт в ответ обвинил авиаперевозчика в том, что он не запас достаточного количества жидкости против обледенения. События сентября-октября 2012 года также развивались по "сценарию взаимных обвинений".

Необъявленная война

Все началось 12 сентября, когда в результате работы автокрана, принадлежащего сторонней организации, была замкнута одна из снабжающих МАШ электричеством воздушных линий. Несмотря на то что ремонта ей не потребовалось, электричество было отключено примерно с 08:45 до 12:30. Обесточенными оказались терминалы "B", "C", "E", "F" и "D". Работа первых четырех при этом практически не прерывалась, так как были запущены резервные источники электропитания.

"Аэрофлот" является одной из самых пунктуальных авиакомпаний в России. По данным на июль 2012 года, перевозчик задержал 3,18 процента рейсов, заняв по числу нарушений расписания пятое место с конца. У самого пунктуального перевозчика - "Нордавиа" - было задержано менее процента рейсов. Самый непунктуальный - "ВИМ-авиа" - задержал 26 процентов.
Без электричества остался терминал "D" - он принимает и отправляет все внутренние рейсы "Аэрофлота". В результате были задержаны 18 рейсов авиаперевозчика, а некоторые онлайн-сервисы компании оказались недоступны. Всего было нарушено расписание 36 рейсов, что составляет около пяти процентов от всех назначенных на тот день полетов. Задержки составляли от нескольких минут до часа.

В "Аэрофлоте" возложили ответственность за случившееся на аэропорт и обратились в суд с требованием компенсировать ущерб в размере 5,7 миллиона рублей. Проверка, проведенная прокуратурой, не выявила нарушений со стороны менеджмента МАШ, поэтому перспективы иска в настоящее время туманны. Как указывают источники газеты "Коммерсантъ", близкие к руководству "Шереметьево", именно решение прокуратуры могло побудить "Аэрофлот" сразу пойти на второй конфликт.

2 октября заместитель генерального директора авиакомпании Андрей Калмыков в своем микроблоге в Twitter написал, что перевозчик второй день "кувыркается с расписанием" из-за ремонта взлетно-посадочной полосы, который привел к нарушению расписания 76 рейсов. По его данным, задержки составляли от 16 минут до семи часов. Сложившуюся ситуацию он назвал "необъявленной войной". "Шереметьево" закрыл на ремонтные работы один из участков ВПП-1 с 1 по 15 октября 2012 года, что снизило пропускную способность аэропорта.

Чуть позже сам "Аэрофлот" подтвердил эту информацию, добавив, что намерен обратиться в суд с требованием компенсации ущерба. Кроме того, авиакомпания заявила, что будет добиваться отставки генерального директора МАШ Михаила Василенко. По мнению перевозчика, политика менеджера в отношении "Аэрофлота" носит "деструктивный характер" и препятствует реализации целей компании, которая намерена войти в ТОП-5 мировых авиаперевозчиков.

Ремонт, послуживший причиной задержек рейсов, в "Аэрофлоте" назвали "внеплановым". В авиакомпании отметили, что расписание с апреля по октябрь было согласовано с аэропортом, а о необходимости изменить график последний сообщил только 5 сентября, когда большая часть билетов уже была продана. В "Шереметьево", напротив, настаивают, что ремонт был плановым, а авиаперевозчиков предупредили вовремя, и они могли скорректировать свое расписание. В МАШ утверждают, что пять рейсов, вылетевших с опозданием более чем в пять часов, были задержаны по техническим причинам, а не из-за ремонта.

Примечательно, что компания "Трансаэро", которая также летает из "Шереметьево", каких-либо претензий к аэропорту в связи с ремонтом не заявляла. Не было негативных комментариев даже со стороны "Владивосток авиа", которая не только базируется в МАШ, но еще и принадлежит "Аэрофлоту". Украинская Aerosvit даже перенесла в связи с ремонтом свои рейсы во "Внуково".

Удачный момент

Вероятность того, что "Аэрофлоту" удастся снять Василенко собственными силами, невелика. Для этого авиаперевозчику необходимо добиться поддержки правительства, которое только в апреле текущего года продлило контракт с Василенко. Контракт истекал в мае 2012 года, и о снятии и замене менеджера ходило немало слухов, но ни один из них в итоге не подтвердился.

С другой стороны, сейчас для кампании против главы МАШ наилучшее время. Несмотря на продленный с Василенко контракт, его позиции вряд ли прочны из-за грядущего создания аэропортового холдинга. Государство планирует объединить "Шереметьево" с аэропортом "Внуково", который оно также контролирует. Расстановка менеджеров в новой структуре пока неизвестна.

Сильным конкурентом (а, возможно, и будущим начальником) Василенко является совладелец "Внуково" и председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев. В свое время именно его деловая пресса прочила на место гендиректора "Шереметьево" в случае отставки Василенко.

Ванцев, скорее всего, станет совладельцем создаваемого холдинга, так как уже владеет во "Внуково" рядом активов. В настоящее время он с партнерами контролирует авиапредприятие "Внуково-карго", 68 процентов Внуковского авиаремонтного завода, 70 процентов терминала бизнес-авиации "Внуково-3" и половину топливно-заправочного комплекса. Сам аэропорт владеет терминалами. Поэтому даже если "Аэрофлот" в одиночку и не сможет снять Василенко, то поколебать его позиции в преддверии возможных перестановок компания таким образом способна.

Не исключено, что действия "Аэрофлота" - это не борьба против генерального директора МАШ, а желание улучшить условия работы с аэропортом. Так, председатель совета директоров "Шереметьево" Юрий Кудимов заявил газете "Ведомости", что будет настаивать на заключении между авиакомпанией и аэропортом договора о стратегическом партнерстве. По его словам, конфликты между базовым авиаперевозчиком и аэропортом часты в мировой практике и урегулировать их позволяет именно такой документ. Кудимов добавил, что МАШ предстоит много работать, чтобы соответствовать требованиям "Аэрофлота".

Возможно также, что "Аэрофлот" действительно не смог перестроить свое расписание так, чтобы не было задержек, и теперь авиакомпания хочет переложить вину на аэропорт для минимизации репутационного ущерба. Но простому потребителю вряд ли важно, кто виноват - "Аэрофлот" летает из "Шереметьево", а "Шереметьево" в основном обслуживает "Аэрофлот", и работают они в связке. Клиенту намного важнее, чтобы все разногласия были устранены, а задержек не было, ведь в случае крайнего недовольства потребитель откажется и от "Аэрофлота", и от "Шереметьево"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка