Источник: организация «IATA»
Опубликовано: 04.10.2012, 17:19

Повышение эффективности работы сдерживает темпы падения


Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) объявила о пересмотре в сторону повышения финансового прогноза мировой авиационной отрасли на 2012 год. Падение прибыли авиакомпаний с 8,4 миллиардов долларов США в 2011, будет частично компенсировано повышением эффективности работы авиакомпаний. Согласно прогнозу в 2012 году общая прибыль авиакомпаний составит 4,1 миллиардов долларов США (что на 1,1 миллиард выше прогноза в 3 миллиарда долларов США, сделанного в июне этого года). По обновленному прогнозу рентабельность отрасли снизится с 1,4% в 2011 году до 0,6% (увеличение по сравнению с предыдущим прогнозом в 0,5%). В 2013 году, по предварительным оценкам, ИАТА прогнозирует сдержанный рост прибыли до 7,5 миллиардов долларов США, хотя коэффициент рентабельности составит всего 1,1%.

"Государственный долговой кризис в Европе затягивается. Китай продолжает замедлять темпы развития экономики. Наметившееся улучшение количественных показателей в Японии и США потребует времени, прежде чем оно окажет положительное воздействие на рост экономики. Хотя некоторые из этих рисков незначительно уменьшились в последние месяцы, они продолжают негативно сказываться на индексе доверия бизнеса. Улучшение прогноза произошло благодаря повышению эффективности работы авиакомпаний в сложных условиях", - говорит Тони Тайлер, генеральный директор ИАТА.

Повышение эффективности работы авиакомпаний наглядно проявилось в результатах второго квартала, который показал уровень операционной прибыли, близкий к прошлому году, несмотря на тяжелый первый квартал, что наглядно демонстрирует позитивный эффект от консолидации отрасли. Коэффициент использования основных фондов в сегменте пассажирских перевозок остается высоким на многих рынках. В прошлом, на аналогичных этапах развития кризиса, коэффициент пассажирской загрузки и использования судов должны были бы упасть к этому моменту на фоне сокращения объема спроса на перевозки и увеличения объема поставок новых самолетов. В нынешнем цикле авиакомпаниям удается сохранить коэффициент загрузки и использования судов на высоком уровне. Это позволило улучшить доходность и более широко распределить постоянные расходы. Тем не менее, на более слабом рынке грузовых перевозок коэффициент использования основных фондов упал, негативно повлияв, прежде всего, на перевозчиков Азиатско-Тихоокеанского региона, где этот сегмент занимает бόльшую долю в общих доходах.

"Даже 6 лет назад получение прибыли при цене 110 долларов США за баррель нефти марки Brent было немыслимо. Отрасль смогла перестроиться, чтобы справиться с этой ситуацией, инвестируя в новый воздушный флот, внедряя более эффективные бизнес-процессы, эффективно управляя провозными емкостями и консолидируясь. Но, несмотря на все усилия, прибыльность отрасли по-прежнему балансирует на острие ножа с рентабельностью, не покрывающей стоимость капитала", - продолжает г-н Тайлер.

"Авиация играет важную роль в столь сложные времена для мировой экономики. Рост экономики единственный путь решения проблемы, и здоровая авиационная отрасль может его стимулировать, связав развитые экономики в состоянии стагнации с динамично развивающимися новыми рынками. Авиационное сообщение дает толчок росту в обеих точках. Вот почему правительству важно обеспечить авиации неограниченные возможности быть катализатором роста экономики. К сожалению, во многих странах развитие авиационной отрасли сопряжено с такими сложностями, как высокие налоги, несовершенное законодательство и недостаточная инфраструктура. Все это ограничивает развитие отрасли и наносит ущерб мировой экономике", - говорит г-н Тайлер.

По всему миру авиационная отрасль обеспечивает 57 миллионов рабочих мест и приносит экономике $2,2 триллиона долларов США.

Факторы прогноза 2012

ВВП: Прогноз по ВВП сохранился на уровне 2,1% на 2012 год.

Цены на нефть: В течение последних 3 месяцев цены на нефть оставались неустойчивыми, снизившись до 90 долларов США за баррель нефти марки Brent в июне, а затем резко поднявшись до 115 долларов в августе. В целом средняя цена на нефть в годовом прогнозе остается неизменной и составляет 110 долларов США за баррель. Тем не менее, прогнозируемая цена на авиационное топливо увеличилась на 1,20 доллара за баррель (по сравнению с прогнозом июня) до 127,70 долларов США. Таким образом, затраты отрасли на топливо увеличатся на 1 миллиард долларов США и, согласно ожиданиям, в этом году составят 208 миллиардов долларов США.

Пассажирские перевозки: Рынок пассажирских перевозок демонстрирует хорошие показатели перед лицом слабого индекса доверия бизнеса в западных экономиках. Ожидается, что рост спроса в 2012 году составит 5,3%, что на 0,5% выше прогноза, сделанного в июне. В течение первых 8 месяцев 2012 года уровень спроса вырос на 1,4%, превысив темпы роста провозных емкостей. Эти более жесткие условия спроса и предложения и рост спроса привели к улучшению коэффициента пассажирской загрузки, который в среднем составил 79,3% в период с января по август 2012 года. Это подготовило почву для более сильного роста доходов, который по ожиданиям составит 2,5% (на 1% выше результата, спрогнозированного в июне).

Грузовые перевозки: В сегменте грузовых перевозок уровень спроса упал с 0,3% роста в предыдущем прогнозе до отрицательного результата. Ожидается, что рынок грузовых перевозок завершит год с показателем на 0,4% ниже результата 2011 года. В течение первых 8 месяцев 2012 года объемы грузовых провозных емкостей выросли на 3%, опережая рост спроса. Учитывая тот факт, что примерно половина всех авиационных грузов перевозится в багажниках пассажирских самолетов, обеспечение соответствия между объемом грузовых провозных емкостей и спросом является непростой задачей. Ухудшение ситуации со спросом и предложением приводит к более пессимистическому прогнозу по доходности грузового сектора, которая ожидается на уровне в среднем на 2% ниже 2011 года (согласно предыдущему прогнозу показатели роста должны были остаться неизменными).

Региональный прогноз

Прогноз по 2012 году существенно отличаются по регионам.

Европа: Ожидается, что европейские авиакомпании понесут самые большие потери среди всех регионов, убыток отрасли составит 1,2 миллиарда долларов США, что на 0,1 миллиарда хуже предыдущего прогноза. Пока правительства и Европейский центральный банк предпринимали меры для поддержки евро, возникли дополнительные политические трудности. Европейские перевозчики отметили умеренный рост объемов перевозок, но на премиальном туристическом рынке замечено ухудшение торговой конъюнктуры. В июле важный в премиальном туристическом сегменте Североатлантический регион продемонстрировал показатели на 2,4% ниже уровня прошлых лет, а рынок премиум путешествий внутри Европы сократился на 3,5%. Кроме того, регион страдает от высоких налогов, неэффективной инфраструктуры управления воздушным движением и обременительным государственным регулированием.

Северная Америка: По прогнозу прибыль североамериканских перевозчиков в 2012 году составит 1,9 миллиардов долларов США, что на 0,5 миллиарда долларов выше предыдущего прогноза и лучше результатов 2011 года (1,3 миллиарда). С точки зрения динамики, это лучший результат среди всех регионов, достигнутый благодаря жесткому контролю объемов провозных емкостей. За первые 8 месяцев 2012 года рост спроса на пассажирские перевозки составил 1,3%, в то время как провозные емкости увеличились лишь на 0,2%. В результате в регионе поддерживался стабильно высокий коэффициент пассажирской загрузки в среднем 83,2% в период с января по август 2012.

Азиатско-Тихоокеанский регион: Прибыль авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона ожидается на уровне 2,3 миллиарда долларов США. Это на 0,3 миллиарда долларов США выше предыдущего прогноза. С учетом того, что перевозчики этого региона занимают 40% мирового рынка грузовых перевозок, они находятся в наиболее уязвимом положении в связи со слабым спросом на грузовые перевозки. В первые 8 месяцев текущего года, спрос на грузовые перевозки снизился на 6,6% по сравнению с показателями прошлого года, в то время как объемы провозных емкостей сократились всего на 2%. Относительно высокие темпы роста пассажирских перевозок с лихвой компенсировали негативные тенденции на рынке грузовых перевозок. Китай, например, остается самым быстро растущим среди основных рынков внутренних перевозок, показав 9,4% роста спроса в течение первых 8 месяцев текущего года.

Ближний Восток: Ожидается, что перевозчики Ближнего Востока получат прибыль в размере 0,7 миллиарда долларов США, что на 0,3 миллиарда долларов США превышает предыдущий прогноз. Несмотря на то, что мировой рынок грузовых перевозок остается с точки зрения темпов роста на прежнем уровне с конца прошлого года, перевозчики региона аккумулировали большую часть роста в сегменте. В течение первых 8 месяцев текущего года объемы грузовых провозных емкостей увеличились на 13% на фоне роста спроса в 14%. Регион также продемонстрировал самый высокий показатель роста спроса на пассажирские перевозки на уровне 17,1%, опережающий рост объемов провозных емкостей 13.2%. Авиакомпании региона продолжают расширять свою долю в сегменте дальнемагистральных перевозок за счет увеличения объема транзитных перевозок через хабы. Рост в регионе наглядно отображает то, что доля региональных перевозчиков в международном пассажиропотоке увеличилась с 4,8% в 2002 году до 11,5% в августе 2012 года.

Латинская Америка: Ожидаемая прибыль латиноамериканских авиакомпаний составит 0,4 миллиарда долларов США, что практически совпадает с предыдущим прогнозом и выше показателей 2011 года, когда прибыль составила $0,3 миллиарда долларов США. Северная и Латинская Америка стали единственными регионами, где ожидается рост прибыльности по сравнению с 2011 годом. Регион продолжает демонстрировать устойчивый рост объема перевозок, отражающий повышение спроса на фоне высокого уровня товаропотока из региона и заметного роста экономик Мексики и Чили. Сокращение объемов провозных емкостей позволило предотвратить потери авиакомпаний на внутреннем рынке Бразилии, обеспечив лучшее соотношение спроса и предложения. На международных рынках консолидация также становится очевидной, например, в таких сделках, как объединение LATAM.

Африка: Согласно прогнозу африканским перевозчикам удастся избежать убытков в 2012 году. Это лучше, чем предыдущий прогноз, в соответствии с которым убытки должны были составить 0,1 миллиарда долларов США. Перевозчики региона извлекли выгоду из сильного роста многих африканских экономик, которые в некоторых случаях получили мощный толчок в виде инвестиций и торговых связей с Китаем, а также высокой прибыльностью нефтяной отрасли. Тем не менее, успехи авиакомпаний региона сильно различаются. В среднем коэффициент пассажирской загрузки остается самым низким в мире, так как многим авиакомпаниям региона не удается уравновесить объемы провозных емкостей со спросом на перевозки.

2013

В 2013 году, по предварительным оценкам, ИАТА прогнозирует увеличение прибыли отрасли до 7,5 миллиардов долларов США, так как экономические прогнозы указывают на несколько более сильный экономический рост и более низкие цены на нефть. Это лучше, чем результат, ожидаемый в 2012 году, но с рентабельностью всего в 1,1% авиационная отрасль по-прежнему остается далеко позади других отраслей с точки зрения доходности капитала. Это скромное улучшение основано на прогнозе роста мирового ВВП на 2,5% (по сравнению с 2,1% в 2012 году). Это будет способствовать росту пассажиропотока на 4,5% и росту объемов грузовых перевозок на 2,4%. Несмотря на то, что рынок грузовых перевозок будет расти одновременно с укреплением мировой торговли (рост которой ожидается на уровне 5,1%, опережая показатель 2012 года в 3,4%), доходность в сегменте грузовых перевозок сократится на 1,5%. Доходность пассажирских перевозок останется на прежнем уровне. Небольшое снижение цен на нефть (105 долларов США за баррель марки Brent) станет еще одним фактором для повышения эффективности. Это позволит сохранить расходы отрасли на топливо на уровне 208 миллиардов долларов США (так же как в 2012 году), даже, несмотря на повышение объемов перевозок. Ожидается, что доходы вырастут на 24 миллиарда долларов США и составят660 миллиардов долларов США. Хотя этот результат и ниже ожидаемого в 2012 году по сравнению с 2011 годом, который составил 39 миллиардов долларов США, ожидается, что он приведет к повышению прибыльности благодаря стабилизации расходов, в первую очередь на топливо.

В 2013 году результаты работы отдельных регионов также будут отличаться. Согласно прогнозам, североамериканские авиакомпании продолжат наращивать прибыль за счет жесткого контроля провозных емкостей. Перевозчики Азиатско-Тихоокеанского региона смогут добиться увеличения прибыли, если не за счет увеличения доходности рейсов, то за счет объемов грузовых перевозок. Ожидается, что европейские авиакомпании в 2013 станут единственным регионом в "минусе", несмотря на то, что убытки снизятся за счет замедления темпов роста объемов провозных емкостей и улучшения торговой конъюнктуры на рынке дальнемагистральных перевозок.

ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) представляет около 240 авиакомпаний, осуществляющих 84% воздушных перевозок в мире.

 
Другие пресс-релизы «IATA» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 4 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 4 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «IATA». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Восток, International Air Transport Association (IATA), Международная ассоциация воздушного транспорта (в процессе тестирования)