Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Иван Сафронов
Опубликовано: 05.10.2012, 10:53

Владимир Путин окрылил Минобороны

Подписан контракт на поставки новых "Илов"


Вчера президент Владимир Путин прибыл на летно-испытательный комплекс завода "Авиастар-СП" в Ульяновской области и посмотрел на демонстрационный полет самолета Ил-76МД-90А. После того как самолет удачно поднялся в воздух и приземлился, в присутствии президента был подписан крупнейший за историю современного российского авиапрома контракт между военными и авиастроителями. С подробностями - корреспондент "Ъ" Иван Сафронов.

Вчера самолет Владимира Путина приземлился в аэропорту Ульяновск-Восточный, где его встречала внушительная делегация: глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян, министр обороны Анатолий Сердюков, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Игорь Левитин, а также глава президентской администрации Сергей Иванов. Здесь президенту предстояло лично понаблюдать за демонстрационным полетом военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. После того как опытный образец самолета без проблем взлетел в воздух на его глазах, Владимир Путин вместе с делегацией переместился из аэропорта в конференц-зал завода "Авиастар-СП". Стоит отметить, господин Рогозин успел сразу же сообщить об удачном полете Ил-76МД-90А в своем микроблоге в Twitter и даже выложил в подтверждение фотографии: на первой самолет взлетает, на второй - приземляется.

Ил-76МД-90А создан на базе серийного военно-транспортного самолета Ил-76МД и предназначен для посадочного и парашютного десантирования личного состава, военной техники и различных грузов. Первый экземпляр построен в декабре 2011 года, первый полет состоялся 22 сентября 2012 года. Длина - 46,6 м, размах крыла - 50,5 м. Оснащен четырьмя турбореактивными двигателями ПС-90А-76 с максимальной тягой по 16 тонна-сил (двигатели Ил-76МД имели тягу по 12 тонна-сил). Установка более мощных двигателей, а также модифицированного крыла и усиленного шасси позволила значительно расширить эксплуатационные возможности самолета. На 12% снижен удельный расход топлива и на 18% увеличена дальность полета, которая составляет до 5 тыс. км при максимальной нагрузке 52 тонны. Крейсерская скорость составляет до 830 км/ч (у Ил-76МД - до 770 км/ч). Летный экипаж - пять-шесть человек.

Несмотря на то что формально совещание было посвящено вопросам формирования заказа на гражданские и транспортные самолеты до 2020 года в целом, всем было понятно: именно судьба Ил-76МД-90А будет темой номер один. По сведениям "Ъ", Михаил Погосян, приехавший на завод на день раньше президента, лично настаивал на том, чтобы этому вопросу было уделено максимальное внимание, поскольку проблема рентабельности производства являлась одной из самых острых для "Авиастара".

Владимир Путин начал выступление обнадеживающе для господина Погосяна: "Этот самолет не возрожденная старая машина, а на 70% новая. Это по-настоящему востребованный самолет. И у нас в стране, и у наших возможных партнеров за рубежом". Несмотря на улыбку Владимира Путина, господа Сердюков и Погосян хранили серьезность. Президент продолжил: "Сейчас состоится подписание контракта на закупку 39 самолетов на общую сумму 140 млрд руб. Попрошу подписать контракт, о котором я сейчас рассказал". После этих слов и Анатолий Сердюков, и Михаил Погосян поставили подписи в документе и, наконец, позволили себе улыбнуться. "Анатолий Сердюков показал хороший пример",- похвалил министра Владимир Путин, отметив, что именно военные первыми решились на серийную закупку новых самолетов.

По сведениям "Ъ", волнение не покидало господина Погосяна на протяжении всего месяца. По словам источника "Ъ", участвовавшего в процессе подготовки контракта со стороны авиастроителей, первоначальная цена одного Ил-76МД составляла около 3,7 млрд руб., а всего контракт подразумевал поставку 41 самолета. Однако департамент ценообразования Минобороны, возглавляемый Аллой Яшиной, не принял расчетно-калькуляционные материалы авиастроителей, требуя снизить цену на 10%. По словам собеседника "Ъ", только после личных переговоров между Анатолием Сердюковым и Михаилом Погосяном была достигнута договоренность о сохранении исходных финансовых параметров, но с уменьшением общего количества закупаемых самолетов до 39 единиц. По сведениям "Ъ", такого варианта придерживался Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс.

Во время заседания был поднят также и финансовый вопрос. Владимир Путин пообещал, что поставки самолетов Ил-76МД будут осуществлены с учетом госгарантий, поскольку машина уникальная. "Такие никто, кроме нас и американцев, не выпускает",- пояснил президент.

После совещания Сергей Иванов сообщил, что президент дал указ в течение трех недель приступить к созданию пула потенциальных заказчиков самолета Ил-76МД-90А. Кроме того, добавил глава администрации, к заказу Минобороны из 39 самолетов должны еще добавиться порядка 100 единиц для нужд других ведомств. Подобный заказ позволит дать практически полную загрузку заводу "Авиастар" до 2018 года.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 5 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Мантуров Денис, Погосян Михаил, Левитин Игорь, Иванов Сергей, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Авиастар - самолетное производство, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Сердюков Анатолий, Рогозин Дмитрий (в процессе тестирования)