Источник: сайт «Сайт Президента России»
Опубликовано: 08.10.2012, 15:39

Сергей Иванов ответил на вопросы журналистов по итогам совещания о развитии авиационной отрасли


По окончании совещания "О формировании консолидированного заказа на гражданские и транспортные самолеты отечественного производства на период до 2020 года", которое Владимир Путин провел в Ульяновской области, Руководитель Администрации Президента Сергей Иванов ответил на вопросы журналистов.

С.ИВАНОВ: Прежде всего я хотел бы повторить поздравление Президента в адрес конструкторов, рабочих, техников, которые создавали этот совершенно новый российский транспортный самолет. От советского, известного всему миру "Ил-76" в нем осталась только цифра 76 и внешнее сходство фюзеляжа, потому что на самом деле фюзеляж 476-го на полтора метра длиннее, чем у "Ил-76". Все остальное без исключения абсолютно новое: двигатели, шасси, стеклянная кабина (это значит, что там нет традиционных приборов со стрелками, все выведено на дисплей). Экономичность совершенно другая, соответственно, дальность, грузоподъемность увеличена. По существу это, конечно, абсолютно новый самолет.

Историю, эпопею о его создании, переносу производства из Ташкента, я думаю, вы уже все знаете. Я просто курировал этот проект с самого начала, с 2005 года. Мне сегодня, конечно, было тоже самому лично очень приятно посмотреть на этот самолет в воздухе. В кабине я уже бывал раньше, приезжал в Ульяновск, но когда самолет поднимается в воздух, это, конечно, совершенно другое, даже психологически, дело.

Теперь что касается сегодняшнего совещания. Во-первых, Президент дал жесткое поручение в течение трех недель сформировать пул других госзаказчиков, помимо Минобороны. Минобороны, вы знаете, подписало контракт практически на 140 миллиардов рублей. Такого контракта за 20-летие существования российского авиапрома не было никогда. Это самый крупный контракт в истории российского авиапрома.

Теперь нам надо сконсолидировать других госзаказчиков, потому что этот самолет имеет широчайшее применение. Он может быть пожарным, санитарным, десантным, грузовым, естественно. Поэтому МЧС, МВД, ФСБ, Администрация Президента, Минтранс и ряд других государственных заказчиков должны в течение месяца сформировать такой пул, и, как вы, наверное, слышали на совещании, предусмотреть кредитную схему финансирования, предусматривающую активное задействование лизинговых схем, прежде всего через крупную нашу лизинговую компанию "ВЭБ-лизинг".

Кроме этого, сегодня говорилось о крупном госзаказе на другие самолеты, такие как "Ту-204СМ", "Ту-214", "Ан-148", "Сухой-Суперджет", которые тоже нужны всем: не только силовым структурам, но и государственным структурам. И такие заказы, конечно, послужат серьезным подспорьем для выхода на серийное производство всех этих новых российских самолетов.

Что важно для Ульяновска: даже один подписанный сегодня контракт на 39 бортов "Ил-476" обеспечивает загрузку этого предприятия как минимум до 2018 года практически полностью. Если мы сюда добавим "Ту-204СМ", который здесь же производится, то это практически стопроцентная загрузка. Это будет впервые с 1991 года. После развала Советского Союза судьба завода вообще была под большим-большим вопросом.

ВОПРОС: Понятно. Сколько всего гражданских самолетов государство закупит у отечественных производителей?

С.ИВАНОВ: Понятно: около 100. Помимо минобороновского контракта.

ВОПРОС: До какого года?

С.ИВАНОВ: До 2018-2020 года.

ВОПРОС: А примерная сумма?

С.ИВАНОВ: Можно посчитать. Конечно, чем больше заказ, тем ниже цена самолета, Вы понимаете. И не надо забывать, что до 60 процентов денег, которых стоит самолет, идут не ОАК, а двигателистам, агрегатчикам, тем, кто производит авионику. На финальной сборке получается максимум 30 процентов в современном самолете.

Самолет "Ил-476", так же как и его предшественник "Ил-76", конечно, востребован не только в России, на него огромный мировой спрос. На сегодняшний день 210 тонн - взлетная масса "Ил-476", чуть больше взлетная масса у американского "Си-17". Я был на американском заводе в Лос-Анджелесе и видел, как этот самолет производится. Это хороший самолет, он тоже востребован, но не надо забывать, что у нас есть еще и "Руслан", грузоподъемность которого гораздо больше, чем "Си-17".

Таким образом, на сегодняшний день в мире только две страны производят настоящие тяжелые транспортники, а спрос на них мировой с учетом доставки грузов, причем любых: от контейнеров из Кабула в Ульяновск до доставки цветов в Москву, морепродуктов с Дальнего Востока в Москву - это все возится самолетом. И норвежский лосось к нам возится 76-м, если кто не знает. То есть этот самолет - это вообще глобальная ломовая лошадь в авиации, это извозчик, настоящий извозчик. Поэтому спрос огромный.

ВОПРОС: Около ста [самолетов]: речь идет ведь не только об "Ил-476"?

С.ИВАНОВ: Нет, только по ста 476-х. Конечно, не надо забывать о военно-техническом сотрудничестве или просто экспорте. У нас Китай, Индия давно смотрят очень пристально на этот самолет и ждут его. Спасибо.

ВОПРОС: Мы говорили о том, что готовы сделать перевалочную базу для НАТО. Американцы пока ею не начали пользоваться?

С.ИВАНОВ: Нет пока. У нас юридически все готово. Юридическая база есть. Сто раз уже говорили: это не военная база, это транзитный пункт, что это нелетальные грузы, что наша таможня будет все досматривать очень тщательно, что мы будем зарабатывать очень большие деньги на этом. Об этом уже много говорилось. Но как только вывод начнется - насколько я знаю, на сегодняшний день вывода нет.

ВОПРОС: То есть контрактов пока нет.

С.ИВАНОВ: Контрактов пока нет. Но юридическая база для них готова. Как говорится, как только - так сразу.

ВОПРОС: Еще один момент. Вы активно занимаетесь вопросом борьбы с коррупцией. Как вы относитесь к инициативе депутатов Госдумы о том, чтобы запретить госчиновникам иметь собственность за рубежом, счета в иностранных банках?

С.ИВАНОВ: По счетам у меня довольно устойчивое, твердое мнение. Действительно, чиновники не должны иметь ни под каким видом счетов в загранбанках. Что касается собственности - здесь вопрос несколько сложнее. Одно дело замки в Швейцарии или Великобритании, другое дело - обычная двухкомнатная квартира в "хрущобе", скажем так, в Болгарии, например, в Варне, которая по стоимости раз в пять дешевле, чем квартира в Сочи. Это одно. Другой вопрос - собственность в Крыму: что это?

Сейчас, я уверен, будут разрабатываться различные схемы, я, кстати, слышал, что и депутаты так же подходят к этому вопросу, понимая, что здесь должна быть какая-то дифференциация. Рубить сплеча: ни одного квадратного метра за границей - и все. Не важно, что это: Великобритания, Украина или Беларусь. Это все-таки разные подходы. И потом кому-то из чиновников, извините, старый деревенский домик мог достаться просто по наследству. Что с ним делать?

Поэтому здесь я уверен, что ко второму чтению будут какие-то внесены коррективы, поправки по собственности. По счетам, лично я считаю - это Дума, конечно, решает, - но счета нужно запретить однозначно.

ВОПРОС: А акции иностранных компаний?

С.ИВАНОВ: Я считаю, тоже. Акции и счета - это примерно одно и то же: деньги.

ВОПРОС о выборах в регионах.

С.ИВАНОВ: По-моему, все идет нормально. Есть предвыборная борьба. Везде есть различные кандидаты от разных сил.

Конечно, фильтры, о которых часто слышу критику, - это все-таки новое явление. Может быть, жестковато поступили с фильтрами, но, на мой, личный взгляд, губернаторские фильтры нужны, потому что я не совсем понимаю, как можно допускать, например, на губернаторские выборы 120-150 кандидатов. Не понимаю. Может быть, вы понимаете? При всем богатстве моей фантазии я с трудом могу себе это представить.

В будущем возможны на этот счет коррективы, чтобы так не происходило, как в некоторых регионах, когда с трудом собирали подписи, а потом некоторые губернаторы ради демократии как таковой, абстрактной, часть собранных ими подписей передавали другим кандидатам. Это, конечно, немножко странновато смотрится.

Спасибо большое.

 

Дайджест прессы за 8 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 8 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Сайт Президента России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ан-148, Ил-76 МД, Ан-124-100 Руслан, Ту-214, Объединенная авиастроительная корпорация, Ил-76 (в процессе тестирования)