Источник: газета «Известия»
Автор: Алексей Михайлов
Опубликовано: 08.10.2012, 18:01

Аэропорт Тикси закрыли из-за провалов грунта

Арктический аэродром может в любой момент стать причиной авиакатастрофы


Высокопоставленный источник в комиссии, которая изучает судьбу арктического аэродрома в поселке Тикси, закрытого для самолетов 1 октября, рассказал "Известиям" о причинах этого решения. По его словам, на взлетно-посадочной полосе за лето 2012 года образовались два крупных провала, которые в любой момент могли стать причиной авиакатастрофы. Из-за этого из 3 тыс. м полосы можно эксплуатировать не больше 2 тыс. Этого не хватит для приема таких самолетов, как Ту-134 и Ту-154.

- Ту-134 нужно минимум 2,2 км, Ту-154 - 2,5 км. Конечно, чисто технически самолет сможет взлететь и с меньшей полосы, но о штатной эксплуатации машин на таком участке речи быть не может, - пояснил собеседник "Известий".

Он рассказал, что полоса в Тикси создавалась в 1960-е годы как временная. Ее настилали прямо на вечную мерзлоту. Чтобы исключить воздействие на мерзлоту, на ней сделали 1,5-метровую грунтовую насыпь, которую сверху залили бетоном. За лето 2012 года грунт под бетонным панцирем размыло в трех местах, а сам бетон просел.

- Еще в мае мы нашли один такой провал, а две недели назад - уже три. Если продолжить эксплуатацию самолетов, то в любой момент может случиться авиакатастрофа - стойки шасси могут провалиться в этот разлом. Поэтому военные оттуда ушли, а сам аэродром закрыли для самолетов, - рассказал собеседник "Известий".

По его словам, причиной провалов стали карстовые явления в вечной мерзлоте, которые образовались из-за нарушения технологии при строительстве в 1960-х годах.

- Строители забыли сделать водоотвод, в результате все грунтовые воды скапливались под бетоном и воздействовали на мерзлоту. Никаких других причин, связанных с воздействием самолетов, в том числе боевых, нет, хотя, конечно, динамическое воздействие бомбардировщиков намного сильнее, чем у гражданских лайнеров, - пояснил собеседник "Известий".

Напомним, что неделю назад источник в военном ведомстве рассказал "Известиям", что Тикси закрыли из-за повреждения полосы в результате неудачного взлета дальнего бомбардировщика Ту-22М3. Пилот слишком увеличил тягу двигателя при взлете ("перегазовал", и это при совокупной тяге "Бэкфайра" 50 тыс. кг/с), и на ВПП сместились бетонные плиты покрытия.

В понедельник из Тикси вернулась комиссия Росавиации, Минобороны, Спецстроя и республиканской администрации Якутии, которая должна определить дальнейшую судьбу аэродрома. При этом самолетом высокое начальство лететь на аварийную полосу побоялось. Чиновники прибыли из Москвы в Якутск на самолете Ил-62, а оттуда отправились в Тикси на транспортном вертолете Ми-26. В понедельник им предстоит проделать путь в обратном направлении.

По словам участника переговоров, самолеты могут вернуть в Тикси в середине декабря, когда можно будет компенсировать провалы за счет утрамбованного снега и льда.

- Неповрежденный участок длиной 2 км в принципе может и сейчас принимать самолеты, у которых длина пробега и разбега меньше, например, Ан-24, Ан-26, Ан-72, ATR. Но лучше дождаться морозов. А еще лучше вообще эту полосу закрыть - безопасность пассажиров важнее комфорта. Летать в Тикси можно и вертолетами. Это дольше, сложнее, но зато безопаснее, - отметил собеседник "Известий".

Он добавил, что для исправления ситуации с полосой нужно тщательно изучить состояние вечной мерзлоты под ней.

- Возможно, там есть еще провалы, которые не видны снаружи. Тогда нужно полностью снимать бетон и грунт и смотреть, что можно сделать. Технологии восстановления мерзлоты существуют, но это очень дорого. Гораздо проще построить рядом новую полосу из современных изоляционных материалов, - отметил собеседник "Известий".

По его словам, решение, строить новую полосу или ремонтировать существующую, должны принять на высшем уровне. Оно будет зависеть от назначения аэродрома. В любом случае стоимость работ составит несколько десятков миллиардов рублей. При этом реконструкция займет около двух лет, а создание новой полосы - около четырех.

Как сообщил "Известиям" глава Булунского улуса (района), в который входит Тикси, Константин Шахурдин, Росавиация завезла вертолетами компании "Полярная авиация" навигационное оборудование (в общей сложности около 100 т).

По его словам, вертолеты сейчас полностью поддерживают авиасообщение с Якутском. Пассажиры летят на вертолетах Ми-8 в поселок Усть-Куйга в 300 км от Тикси, а оттуда пересаживаются на самолеты Ан-24 и Боинг-737, рассказал Шахурдин.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 8 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ил-62 М, Ан-24Б, Ан-26, Ан-72, Пилот Ай Си, Федеральное агентство воздушного транспорта, Аэропорт, Ту-154, АН-24, Ту-134, Ми-8, Компания Boeing в России и СНГ, Ми-26, Ту-154М (в процессе тестирования)