Источник: газета «Известия»
Автор: Алексей Михайлов
Опубликовано: 09.10.2012, 11:36

Минобороны в третий раз модернизировало Су-25

Штурмовик "грач" стал всепогодным


Модернизированный штурмовик Су-25 проходит последние летные испытания. Источник в главкомате ВВС сообщил "Известиям", что он пойдет в серийное производство уже в декабре нынешнего года, тогда же ему присвоят новый индекс. В модернизации знаменитого "грача" учтен опыт войны в Закавказье в 2008 году.

- Там воевали Су-25СМ предыдущей модернизации, потеряно три машины. Выявлена уязвимость штурмовиков в том числе потому, что нет комплекса РЭБ, способного противостоять современным средствам ПВО и истребителям. Кроме того, Су-25 до сих пор применяют только неуправляемые авиационные ракеты (НАР) и фугасные бомбы. Есть возможность использовать управляемые ракеты Х-25 и Х-29, но прицельный комплекс "грача" не отвечает современным требованиям, и попасть точно в цель такой ракетой сложно, - рассказал собеседник.

По его мнению, Су-25 и Су-25СМ ограничены в работе при плохих метеусловиях и ночью, и оба неспособны применять корректируемые по ГЛОНАСС бомбы. Опыт же современных конфликтов, например, в Ливии, показывает, что самолет должен поражать цели не входя в зону действия ПВО противника, используя высокоточное оружие в любое время суток и в любую погоду.

Один из офицеров ВВС, принимавший участие в боевых действиях на Кавказе, рассказал, что под интенсивным огнем с земли самолеты часто возвращались в дырках от пуль и осколков.

- А в 2001 году в Итум-Калинском районе Чечни из-за сложных метеоусловий в горах разбились два Су-25. Не способен на такие полеты "грач", нет у него соответствующих приборов и систем, - сказал летчик.

На новом Су-25 установлен новейший комплекс радиоэлектронной борьбы "Витебск-25" самарской фирмы "Экран". Также самолет получил прицельный комплекс, позволяющий применять управляемые ракеты Х-29 и корректируемые бомбы с телевизионным наведением КАБ-КР. На экран в кабине пилота выводится изображение с головки самонаведения.

Собеседник "Известий" в ВВС, участвовавший в испытаниях нового Су-25, говорит, что монитор имеет высокое разрешение и выдает четкую картинку.

- Правда, пока это не те полностью многофункциональные дисплеи, которые необходимы штурмовику. Сначала планировалось, чтобы пилот мог работать в очках ночного видения, как у американцев. Но испытания показали, что в тесной кабине Су-25 в таких очках сложно развернуться, а переплет фонаря закрывает поле обзора. Поэтому решили отказаться от очков. Но главное, теперь можно применять ГЛОНАСС-бомбы КАБ-С(Э), - подчеркнул он.

Кроме прицельного и РЭБ комплексов, на самолете установлен новый прибор зашифрованной аппаратуры связи (ЗАС) с дальностью действия до 1 тысячи км. Он позволяет интегрировать всю электронную начинку самолета в единую автоматическую систему управления войсками (АСУ).

Внесены также изменения в навигационный комплекс. В его основе приемник, который способен преодолевать по каналу GPS-ГЛОНАСС постановку пассивных и активных помех. Еще на "граче" будет стоять новая оптико-электронная тепловизионная камера, дублирующая работу оптических и радиоэлектронных систем поиска и наведения.

- Все это позволит пилоту обнаруживать цели днем и ночью, в туман и снег, зимой и летом. В начале 2013 года тепловизионная камера будет готова, и начнем внедрять ее на все модификации Су-25, - сообщил "Известиям" высокопоставленный источник в главкомате ВВС. По мнению авиационного эксперта, главного редактора журнала "Взлет" Владимира Щербакова, новая модернизация "грача" увеличит ударную мощь фронтовой авиации.

- В отличие от Су-34, Су-25 сможет поражать управляемым оружием хорошо защищенные цели не только с большой дистанции, но и непосредственно на поле боя. Сейчас все типы фронтовой авиации должны быть всепогодными и работать ночью. Кроме того, Су-25 лучше защищен от огня крупнокалиберного пехотного оружия, чем Су-34.

Тем не менее, Щербаков отметил, что штурмовик быстро устаревает, и по-хорошему его надо заменить на принципиально новый. Но сейчас приоритетными являются проекты ПАК-ФА (многоцелевой истребитель) и ПАК-ДА (тяжелый бомбардировщик), поэтому заслуженный ветеран Су-25 еще послужит в армии.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 9 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: "Авиаавтоматика" имени В.В. Тарасова, Су-34, Су-25, Т-101, Пилот Ай Си, Взлет (в процессе тестирования)