Источник: газета «Коммерсантъ - Хабаровск»
Автор: Ольга Гончарова, Вадим Пасмурцев
Опубликовано: 10.10.2012, 11:26

Перевозчиков заправят льготами

Дальневосточные рейсы подкачают пассажирами с местных авиалиний


Федеральные власти планируют еще в этом году увеличить на 400 млн руб. субсидии, выделяемые авиакомпаниям в рамках программы льготных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и обратно. Субсидии положительно влияют на развитие межрегиональных перевозок, говорят в Росавиации, и региональные власти с этим согласны. Эксперты видят в госпрограмме возможность покрывать убыточные региональные перевозки.

Планы правительства по льготным пассажирским авиаперевозкам с Дальнего Востока и из Сибири в 2012 году будут расширены, и в дополнение к 2,5 млрд руб. на их субсидирование федеральные власти выделят еще 400 млн руб. Об этом сообщил министр транспорта Максим Соколов на рабочей встрече с президентом Владимиром Путиным. По словам министра, круг граждан, подпадающих под действие льгот, стал шире: программа теперь "распространяется на женщин пенсионного возраста, начиная с 55 лет", инвалидов первой группы и лиц, сопровождающих их, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов. Льготные авиабилеты оказались настолько востребованными, что на данный момент продано уже порядка 450 тыс. билетов на общую сумму порядка 3 млрд руб., заявил министр.

Программа субсидирования льготных пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока была запущена правительством в 2009 году, на тот момент в ней принимали участие 7 авиакомпаний, по 18 направлениям было перевезено 163 тыс. человек. Субсидии правительства составили 1,2 млрд руб., в бюджете было зарезервировано 1,74 млрд руб. В 2010 году перевезено 327 тыс. пассажиров, при сумме ассигнований 2,5 млрд руб. В 2011 году объем финансирования перевозок был сохранен, перевезено 372 тыс. пассажиров.

В 2012 году Росавиация заключила договоры на осуществление дальневосточных льготных перевозок уже с 11 авиакомпаниями, маршрутная сеть включает 33 направления, сумма субсидий - 2,5 млрд руб. В мае Росавиация сообщала, что авиакомпании реализовали почти 203 тыс. билетов, освоив более чем 1,34 млрд руб. (55% от зарезервированной суммы субсидий). В Росавиации отмечают, что субсидирование оказало большое влияние на развитие внутрирегиональных перевозок: рост пассажиропотока в целом по Дальнему Востоку составил 12%. В 2009 году льготный авиабилет на рейс Хабаровск - Москва стоил 6500 руб., в 2012 - 6200 руб., на рейс Владивосток - Москва цена изменилась за эти годы с 7000 руб. до 6200 руб. Билет из Охотска в Хабаровск стоит около 10700 руб.

Замначальника отдела пассажирских и грузовых перевозок краевого минпрома Дмитрий Кирсанов подчеркивает, что госпрограмма "доказала свою высокую социальную значимость", а пассажиропоток вырос. В подтверждение господин Кирсанов приводит статистику, согласно которой в 2009 году программой воспользовались 33 тыс. жителей Хабаровского края, в 2010 году - 74 тыс., в 2011 году - 80 тыс. "В выгодной ситуации оказываются как пассажиры, так и авиакомпании. За каждого пассажира авиакомпании получают деньги из двух источников. Это средства за билет, приобретенный пассажиром, и субсидии из федерального бюджета. При этом загрузка самолетов практически стопроцентная",- объясняет чиновник. Авиакомпании используют самолеты большой вместимости, и в летний период 40-60 мест в каждом лайнере занято льготниками, добавляет Дмитрий Кирсанов. Источники в отрасли говорят о выгоде как для авиакомпаний, так и для Хабаровского аэропорта. "Каждое занятое кресло, независимо от стоимости билета, приносит аэропорту дополнительную прибыль. Сюда включаются как расходы на топливо, возрастающие вместе с пассажиропотоком и использованием широкофюзеляжных воздушных судов, так и обслуживание каждого пассажира",- объяснил собеседник "Ъ".

Отметим, в прошлом году члены парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" направили обращение в правительство, в котором просили дотировать и внутренние рейсы, ведь билет до областного центра на местных авиалиниях стоит дороже, чем перелет из столицы региона до центральной России. "Ни один потенциальный льготник с Курильских островов, из Николаевска-на-Амуре воспользоваться льготами не сможет",- жаловались парламентарии. Их ожидания могут сбыться - вчера глава Минтранса пообещал президенту, что начиная со следующего года в бюджете запланировано по 5 млрд руб. ежегодно на развитие региональных перевозок, из них до 3,5 млрд руб. специально для поддержки льготных авиарейсов в центральную Россию. В 2012 году в бюджете края на эти цели предусмотрено 153 млн руб., деньги на покрытие льготы выделяет регион, а после она возмещается из федерального бюджета.

Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк не считает, что авиакомпании получили существенные выгоды от программы - ведь проект задумывался как социальный. "Конечно, в целом увеличилось число пассажиров, так как льготные билеты дали возможность летать тем категориям граждан, кто этого ранее делать не мог. Однако не все региональные перевозки рентабельны, и данный проект лишь позволил компаниям не работать себе в убыток",- говорит эксперт. По его мнению, есть риск, что программы будут свернуты, если государству потребуется сокращать бюджетные расходы, но это весьма негативный и маловероятный сценарий.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 10 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: М-201, Д-41, Федеральное агентство воздушного транспорта, Соколов Максим, Т-401, Восток (в процессе тестирования)