Источник: сайт «bfm.ru»
Автор: Леонид Полозов
Опубликовано: 11.10.2012, 11:41

Россияне против небесных гастарбайтеров

Почти две трети россиян не поддерживают идею Минтранса разрешить российским авиакомпаниям принимать на работу пилотов из-за рубежа, таковы данные опроса SuperJob.ru, проведенного специально для BFM.ru. Эксперты говорят о несоответствии стандартов


Инициатива Минтранса разрешить отечественным авиакомпаниям принимать на работу граждан, не имеющих российского гражданства, вызвала неоднозначную реакцию, как в экспертном сообществе, так и среди россиян.

Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru провел для BFM.ru опрос для того, чтобы выяснить, как россияне относятся к перспективе принятия на работу иностранных пилотов. В исследовании о "летающих гастарбайтерах" приняли участие 1600 респондентов из 208 населенных пунктов.

Почти треть опрошенных (59%) не одобрили идею ведомства, прокомментировав это следующим образом: "У нас в стране высшие учебные заведения выпускают пилотов - люди учатся по 5 лет! Что добавляем армию безработных и этими кадрами?"; "Мало нам гастарбайтеров во дворах, так пусть еще и над головами летают?"; "Это достаточно высокооплачиваемая работа, поэтому доставаться она должна гражданам нашей страны. Пусть лучше учат наших пилотов, открывают для этого необходимые учебные заведения".

Лишь 18% опрошенных к идее Минтранса отнеслись положительно: "Лишь бы это были профессионалы своего дела"; "Хочется предположить, что данный законопроект позволит привлекать только высококвалифицированных специалистов, при одном условии, что данное решение не повлияет на процесс дискриминации при устройстве на работу граждан России"; "Только, если это будут пилоты из Европы, а не из стран СНГ".

Около 23% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

Приглашенные крылья России

Напомним, на прошлой неделе глава Министерства транспорта Максим Соколов заявил о намерении предложить правительству решение проблемы с дефицитом пилотов в российских авиакомпаниях за счет приглашенных иностранцев. По данным ведомства, отечественным перевозчикам не хватает около 1000 пилотов.

Нововведения планируется начать с изменения 56-й статьи Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов.

Накануне в кулуарах форума "Крылья России" замглавы Минтранса Валерий Окулов заявил, что законопроект, разрешающий пилотам из-за рубежа работать в российских авиакомпаниях, скорее всего, на следующей неделе будет размещен на сайте ведомства для общественного обсуждения. Он отметил, что в Минтрансе рассчитывают, что все этапы обсуждения и согласования документа пройдут достаточно быстро, и Госдума одобрит законопроект до конца года. Тогда в российских авиакомпаниях смогут работать как граждане СНГ, так и других государств.

В крупнейших авиакомпаниях - "Аэрофлоте", "Трансаэро", "Ютэйр" - идею Минтранса всячески поддерживают, говоря о том, что это позволит перевозчикам развиваться.

Вице-президент партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков в беседе с BFM.ru выразил мнение, что Россия пока не готова принимать на работу пилотов без российского гражданства из-за несоответствия отечественных и международных стандартов.

"Для того чтобы открыть наш рынок для иностранных пилотов, нам нужно сначала перейти на существующие стандарты и правила, принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Об этом уже давно ведутся разговоры, но пока результатов нет. Сейчас у нас разные стандарты - в России высоты и протяженность меряются в метрах и километрах, а в мире - в футах и милях. У нас для измерения высоты принимается уровень аэродрома, а в мире - уровень моря", - рассказал Рафаил Аптуков.

Есть и другая сложность - языковой барьер. Учитывая, что общепринятым международным авиационным языком считается английский, возникает вопрос: либо переходить на него всей нашей авиации, либо заставлять иностранных пилотов в обязательном порядке уметь изъяснятся на русском, отметил собеседник BFM.ru.

По его словам, примеры решения проблем несоответствия международным стандартам в других странах есть. Прежде всего - это Китай, который с помощью международного сообщества переработал свои авиационные правила.

"Есть и другие примеры, например, в Украине и Молдавии, - отмечает Аптуков. - Страны, которые являются членами европейского авиационного сообщества или стремятся стать ими, приводят свои авиационные правила к такому виду, что если в них и есть отличия от европейских и международных норм, то небольшие. В России тоже необходимо принять политическое решение о создание нового свода авиационных правил, причем не только собственными силами, а с помощью международного сообщества, как поступили другие страны".

Возвращаясь к вопросу нехватки пилотов, эксперт отметил, что такая проблема стоит и перед другими странами: "Не хватает пилотов во всем мире, даже в США, не говоря уж, например, об Африке. При этом многие наши пилоты летают во всем мире, даже в Саудовской Аравии. Это те, кто перебрался за границу в 90-е годы, когда для наших пилотов не было работы. Да, для того, чтобы вырастить новое поколение пилотов нам потребуется от 5 до 15 лет, но, на мой взгляд, инициированием обсуждения этого законопроекта власти хотят отвлечь внимание от других важных проблем в отрасли".

Антигосударственное предложение

По словам президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игоря Дельдюжева, предложение Минтранса - "антигосударственное". По его словам, необходимо заниматься подготовкой своих кадров. К тому же можно переучивать и военных летчиков. А наплыв иностранцев, по мнению Дельдюжева, приведет к потере контроля за качеством персонала и закрытию существующих летных училищ.

Помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Ободков в беседе с BFM.ru напомнил, что подобный опыт уже был в Казахстане, и он привел к плачевным последствиям. Авиакомпании страны, которые летают в Европу, попали в "черный список".

"К тому же, на мой взгляд, если кто-то и сможет работать у нас, так это пилоты из стран СНГ. Профессионалы с Запада к нам просто не поедут - они требуют для себя особые условия. Да и к тому же они будут обязаны знать русский язык, по крайней мере, наш профсоюз выступает за это", - сообщил Игорь Ободков.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 11 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «bfm.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Шереметьевский профсоюз лётного состава, Крылья, М-201, Д-41, Безопасность полетов, Соколов Максим, Т-401, Окулов Валерий (в процессе тестирования)