Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Алина Черноиванова
Опубликовано: 11.10.2012, 15:02

Саратов двоит аэропорты

В Саратове начинают строить второй международный аэропорт; судьба старого не решена


В Саратове строят второй международный аэропорт. Цена проекта - 15 млрд рублей, частный инвестор не определен, а финансирование из федерального бюджета не согласовано. Совладелец действующего аэропорта Аркадий Евстафьев переводить авиакомпанию "Саравиа" в новый аэропорт не намерен и называет проект региональных властей "целой мистерией".

В среду в Саратове стартует строительство нового международного аэропорта, сообщили в Росавиации и комитете по транспорту Саратовской области. В церемонии "закладки первого камня" аэропорта примет участие губернатор Валерий Радаев, уточнили в пресс-службе губернатора. Аэропорт строится за пределами города - в районе деревни Сабуровка в 40 км от Саратова.

В Саратове есть международный аэропорт, но он находится в черте города. Оператор аэропорта - частный владелец "Саратовских авиалиний" ("Саравиа"). В начале 2012 года контроль над компанией получил бизнесмен Аркадий Евстафьев, в начале 2000-х годов возглавлявший "Мосэнерго".

Проект строительства аэропорта на новой площадке разработан еще в 2008 году, но в 2009 году из-за экономического кризиса не был реализован в намеченные сроки. В 2011 году вопрос был поднят саратовскими властями вновь. К этому момент земли под новый аэропорт удалось выкупить.

Создание аэропорта в первую очередь предусматривает строительство взлетно-посадочной полосы длиной 2650 м с оборудованием по I категории Международной организации гражданской авиации (ICAO), сети рулежных дорожек, перрона, командно-диспетчерского пункта, ограждения аэродрома, патрульной дороги, здания аварийно-спасательной станции. В декабре 2011 года проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы России со сметной стоимостью 4926,5 млн рублей (в ценах четвертого квартала 2011 года), сообщили в Росавиации.

В бюджете Саратовской области на 2012 год изначально были предусмотрены 249,9 млн рублей для начала строительства. Но весной эта строка расходов была удалена, так как деньги на проект не предусмотрел федеральный бюджет, без которого строительство объекта невозможно. По ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" бюджетные ассигнования на аэропорт идут только в 2015 году (сразу в объеме 6,823 млрд рублей).

Но к лету авиационным властям и властям региона удалось согласовать финансирование. В 2012 году по Федеральной адресной инвестпрограмме (ФАИП) на создание нового аэропорта выделяется 500 млн рублей. В сентябре ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" объявило открытый конкурс по объекту "Строительство аэропортового комплекса "Центральный", Саратов, первая очередь строительства (объекты федеральной собственности)". Максимальная цена контракта - около 3,84 млрд рублей. Срок реализации проекта - чуть больше двух лет с момента заключения договора строительного подряда. Подрядчик пока не выбран.

Федеральные инвестиции в проект на 2013 и 2014 годы пока не утверждены.

Проект ФАИП на 2013-2015 годы денег на новый саратовский аэропорт не предусматривает, поясняют в Росавиации. Но ведомство прорабатывает возможность финансирования строительства за счет перераспределения денежных потоков внутри самой подпрограммы "Гражданская авиация".

Кроме того, корректируя подпрограмму "Гражданская авиация" ФЦП "Развитие транспортной системы России" (реализация ФЦП продляется до 2019 года), Росавиация предложила заложить на аэропорт 7,284 млрд рублей, в том числе в 2012 году - 500 млн рублей, в 2015 году - 700 млн рублей, в 2016 году - 835 млн рублей.

"Строительство аэровокзального комплекса, объектов служебно-технической территории и внешних инженерных сетей предусматривается за счет внебюджетных источников финансирования и средства бюджета области", - уточнили в Росавиации.

"На данном этапе общая ориентировочная стоимость проекта - около 15 млрд рублей", - говорят в комитете по транспорту Саратовской области.

По данным комитета, из федерального бюджета может быть выделено до 2015 года около 4 млрд рублей, из областного бюджета - около 4,8 млрд рублей, остальные средства - около 6,2 млрд рублей - должен привлечь частный инвестор.

Кто готов инвестировать деньги в новый аэропорт, в комитете по транспорту не смогли уточнить. Ранее в министерстве инвестиционной политики области говорили, что реализацией проекта интересовались немецкие компании Hochtief и Fraport AG, Европейский банк реконструкции и развития, французские ADP-Ingenierie и Vinci Concessions, швейцарская промышленная группа ASG. Крупные российские аэропортовые холдинги - "Ренова", "Новапорт", "Базэл" - в переговорах по саратовскому аэропорту не участвуют, сообщили в компаниях.

В конце августа региональные власти констатировали, что отсутствие инвестора - одна из главных проблема проекта. "Не определен инвестор. Потенциальные есть - 5-6 человек, но они требуют составления бизнес-плана с учетом всех рисков, - говорил зампред по инфраструктуре правительства Саратовской области Юрий Моисеев. - Нам нужно увеличить пассажиропоток до миллиона пассажиров в год. Иначе ни один инвестор не согласится".

Еще один риск для инвесторов будущего аэропорта - действующий аэропорт Саратова. Его перспективы не определены.

Старый аэродром находится в ведении Минтранса, входит в перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети. Но представляет опасность для населения Саратова: взлет и посадка самолетов идет над массовыми жилыми застройками, констатируют в Росавиации. К тому же аэродром допущен к приему ограниченного перечня воздушных судов и из-за плотной застройки вокруг не может развиваться.

До введения в эксплуатацию нового аэропортового комплекса - она планируется в 2015 году - старый аэродром останется в эксплуатации. "Но потом, наверное, его закроют, - не исключает представитель областного комитета по транспорту Алексей Корж. - Два аэропорта для Саратова - это все-таки многовато". В Росавиации о перспективах действующего аэродрома не говорят.

"Это целая мистерия по поводу нового аэропорта, - заявил совладелец "Саравиа" Евстафьев. - Абсолютно ненужная затея, "Саратовские авиалинии" будут продолжать профильный вид деятельности, будут работать как авиационный перевозчик на действующем аэропорте".

Сейчас компания разрабатывает стратегию развития. "Компанией не занимались почти 10 лет, довели до предбанкротного состояния", - негодует он.

В конце 2011 года "Аэрофлот" продал почти 50% акций "Саравиа" двум компаниям, зарегистрированным в офшорах и аффилованным, как считают на рынке, со структурами Евставьева. ЗАО "Инвестиционный холдинг "Энергетический союз", где Евстафьев является гендиректором, владеет 25% акций компании. В сентябре 2012 года "Саравиа" в соответствии с требования законодательства выделила из "Саравиа" отдельное ОАО - "Международный аэропорт Саратова". "Готовятся стратегии по каждому из видов деятельности", - сообщил Евстафьев. Для развития действующего аэропорта "еще много чего нужно", подчеркнул совладелец аэропорта, не вдаваясь в детали. В июле 2012 года "Саравиа" объявила конкурс на строительное проектирование здания международного сектора аэропорта, но в августе компания отменила конкурс "в связи с уточнением технического задания", говорится в документах на сайте "Саравиа". Новый конкурс пока не объявлен.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 11 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Новапорт, Авиа Солюшенс Груп, Саратовские авиалинии, Аэрофлот - российские авиалинии, Федеральное агентство воздушного транспорта, Аэропорт, Саратовские авиалинии (Saratov Airlines), Взлет (в процессе тестирования)