Источник: журнал «Forbes-Украина»
Автор: Наталия Доценко-Белоус
Опубликовано: 11.10.2012, 17:25

Почему передача аэропорта "Борисполь" в концессию обречена на неудачу

У инвестора нет никаких гарантий, что при смене власти у него не отберут право на управление госсобственностью


"Князю нужно было ее [графини] влияние, чтобы получить […] концессию на ловлю котиков в Тихом океане"
А.Н. Толстой, "Чудаки"


История и в самом деле располагает примерами тихоокеанской ловли котиков на условиях концессии, практиковавшейся в XIX столетии. В XXI веке ситуация изменилась. Ловля морских котиков оказалась возможной лишь на условиях уголовно преследуемого браконьерства. Зато объекты стратегического государственного значения в странах, где не практиковалась ловля котиков, стали передаваться в концессию.

Концессионный бум

Нынешний год для Украины можно считать расцветом концессионных правоотношений, фундамент которому заложили еще в прошлом году. За это время состоялся целый ряд концессий на управление целостными имущественными комплексами (ЦИК):

ГП "Ровенькиантрацит" и ГП "Свердловантрацит" (приказ №300 Министерства энергетики и угольной промышленности Украины от 18 июля 2011 г.);
ГП "Теплоэлектроцентраль-2 "Эсхар" (приказ №10 Министерства энергетики и угольной промышленности Украины от 12 января 2012 г.).

Согласно постановлению Кабинета министров Украины №71 от 11 января 2012 г., на следующем этапе через концессии освоят ЦИК еще 49 объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). И это при том, что с 1999 г. по 2012 гг. общий список допустимых к передаче в концессию объектов содержал и продолжает содержать лишь 16 наименований. Однако концессии на объекты ТЭК - закономерное явление, учитывая действие закона "Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, которые пребывают в государственной собственности".

Но предстоящая концессия ЦИК ГП "Международный аэропорт "Борисполь" в правовом контексте событие более, чем неожиданное. Ведь особенности концессии на управление объектами авиации еще не определены на законодательном уровне, и они не включены в перечень объектов госсобственности, допустимых к передаче в концессию.

Да и практика европейских стран не располагает примерами передачи в концессию единственного государственного аэропорта, обеспечивающего трансконтинентальные рейсы. В довершение ГП "Международный аэропорт "Борисполь" является крупнейшим аэропортом страны, расположенным в стратегической близости от столицы государства - в 29 км от Киева - и обеспечивающего 70% авиационных пассажирских перевозок Украины.

Вопросы без ответов

Перечисленные факты наращивания концессионных темпов не поддаются логическому осмыслению с учетом сформировавшегося негативного опыта от реализации первых и по сути единственных за период 1999-2011 гг. государственных концессий в Украине - на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог Львов-Краковец и Львов-Броды.

Единственный вопрос, который напрашивается в этой ситуации: из каких политико-экономических соображений реконструированный и модернизированный за государственные средства стратегический объект Международный аэропорт "Борисполь", уникальный по своему значению для экономики и безопасности государства, планируется передать в концессию? Ведь уже многие годы он достаточно успешно управляется и эксплуатируется государственным предприятием.

Зачем тогда нужны госпредприятия, если они априори не способны управлять объектами, и государство вынуждено привлекать дорогостоящих концессионеров? Им придется возмещать и гарантировать не только вложенные средства, но и согласованный ожидаемый размер прибыли.

Для многих эти вопросы покажутся риторическими, тем более, на практике сформировался общий коммерческий подход, объясняющий тренд. "То, что невозможно приватизировать и, соответственно, взять в аренду - нужно эксплуатировать через концессию".

Законодательный тупик

К сожалению, действующее законодательство стоит на страже озвученного выше принципа. В рамках действующего закона Украины "О концессиях" де-факто невозможна и изначально нецелесообразна концессия на строительство чего-либо:

концессионеру в этом случае потребуется получить права на земельный участок для реализации концессионного проекта (в течение года с момента подписания договора концессии). Как следствие, придется платить не только концессионную, но и арендную плату;
то, что будет построено, концессионер не сможет приобрести в частную собственность;
если концессионер станет заказчиком строительства, получив в аренду земельный участок, он будет вынужден оформить объект на свое имя. Однако это противоречит концептуальным началам концессии.

А вот концессии на управление имущественных комплексов как государственных, так и коммунальных предприятий на практике замечательно работают. Юридически именно эта финансово-правовая модель будет рекомендоваться сторонам, которые намереваются получить в управление стратегический объект, запрещенный к приватизации и аренде, с гарантией возврата вложенных инвестиций и будущей прибыли в долгосрочной перспективе.

С одной стороны, замечательно, что у нас такое прикладное законодательство, позволяющее удовлетворить коммерческий интерес инвестора. С другой - завтра правительство примет решение о передаче в концессию права на производство огнестрельного оружия или этилового спирта, наркотических и психотропных веществ. Тогда это затронет не только правовую, но и гражданскую позицию многих из нас.

Post Scriptum

Юридическое исследование состоявшихся концессий на право управления ГП "Ровенькиантрацит" и ГП "Свердловантрацит", а также грядущих в ТЭК концессий, свидетельствует о факте грубейшего нарушения действующего законодательства.

Вопреки требованиям ст. 11 закона "О государственно-частном партнерстве" (ГЧП), принятию решения о проведении концессионного конкурса и выбора концессионера в упомянутых проектах не предшествовал этап оценки эффективности реализации проекта на таких условиях. Это тот обязательный этап, по результатам которого принимается и экономически обосновывается решение о целесообразности реализации проекта на условиях ГЧП.

Многие ратуют за отмену принятого больше в целях пиара "прогрессивного" закона "О государственно-частном партнерстве", который создает препятствия и коллизии для сотрудничества государственных и частных партнеров. Однако, нет худа без добра. Возможно, в будущем именно нормы этого закона позволят государственным управляющим досрочно вернуть Украине стратегические объекты, массово передаваемые сегодня в концессию.

Удалось же вернуть на исходную позицию проекты строительства автомобильных дорог Львов-Краковец и Львов-Броды, расторгнув концессионные договоры по истечению 11-летнего периода реализации первых украинских концессий. Нынешние договора концессии в будущем может ждать та же участь.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 11 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Forbes-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Международный аэропорт "Борисполь" (в процессе тестирования)