Источник: газета «Независимая газета»
Автор: Виктор Литовкин
Опубликовано: 12.10.2012, 12:06

Дело об авианосце

Анатолий Сердюков попытался сгладить противоречия военно-технического сотрудничества России и Индии


В среду поздно вечером из однодневной поездки в столицу Индии Нью-Дели в Москву вернулся министр обороны Анатолий Сердюков. В качестве сопредседателя Российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) он принял участие в ее 12-м пленарном заседании. Интригу этому визиту придавал тот факт, что глава военного ведомства РФ должен был прилететь в Индию неделю назад - 4 октября. Но в последний момент полет перенесли.

По этому поводу в индийской и отечественной печати прозвучало много разных предположений. Но по прибытии в Дели Анатолий Сердюков снял все вопросы. Он извинился перед своим коллегой Аракапарамбилом Курианом Энтони за перенос визита, объяснив это тем, что должен был сопровождать президента России Владимира Путина в Ульяновск, где подписал с главой ОАК Михаилом Погосяном контракт на поставку 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-476 на сумму 140 млрд. руб. Кроме того, он должен был с президентом России посетить Таджикистан, где было подписано соглашение о продлении пребывания 201-й российской военной базы до 2042 года. Энтони принял извинения Сердюкова.

Крейсеру "Викрамадитья" в ходе переговоров было уделено особенное внимание. Обсуждены вопросы ремонта и переоборудования крейсера. Как заявил Анатолий Сердюков, Россия передаст Индии крейсер в четвертом квартале 2013 года. По его словам, на нем уже проведен значительный объем испытаний, в частности, авиатехнических средств, совершены десятки взлетов и посадок палубной авиации. К концу 2013 года корабль будет передан ВМС Индии. Никакие штрафные санкции к предприятию "Севмаш" и к России не выдвигались, о них даже не заходил разговор.

Анатолий Сердюков подчеркнул, что крейсер "Викрамадитья" - один из важнейших типов вооружений и военной техники. "Это действительно требует от российской и индийской сторон проработки всех деталей. Проект очень длительный по времени. Мы, по сути, создали новый корабль", - заявил российский министр обороны.

Но проблема с "Викрамадитья" была не единственной темой переговоров.

Был обсужден контракт на поставку в Индию 42 истребителей Су-30МКИ, который может быть подписан до конца 2012 года. "Россия со своей стороны контракт на поставку самолетов передала индийской стороне, надеюсь, до конца года он будет рассмотрен и подписан", - сказал Анатолий Сердюков. По его словам, программа лицензионного производства этих самолетов - одна из самых успешных в сфере ВТС России и Индии. По нашим сведениям, в ВВС Индии уже летает более 150 таких самолетов. Ранее генеральный директор Иркутского авиазавода (входит в состав корпорации "Иркут") Александр Вепрев сообщил, что эта продукция уже готова и он ожидает подписания контракта со дня на день.

Еще один проект, который называют прорывным, - совместное производство противокорабельной сверхзвуковой ракеты "БраМос". С тех пор как заработал этот проект, индийская сторона получила более тысячи таких ракет. Они уже стоят на системах береговой обороны Индии, на фрегатах проекта 11356, которые калининградская судоверфь "Янтарь" построила и строит для ВМС Индии. Первый корабль этой серии уже пришел на военную базу в Мумбае, второй должен прибыть туда в конце этого года. А в будущем году на вооружение индийских моряков поступит третий корабль.

Воодушевленные эффективностью ракеты "БраМос", индийские специалисты хотят подвесить ее под фюзеляж многофункционального истребителя Су-30МКИ. Специалисты реутовского КБ машиностроения, которые вместе с индийцами делают эту ракету, заявили спецкору "НГ", что ракета уже в принципе готова. Осталось получить разрешение на ее испытания у фирмы "Сухого" и других предприятий, чья аппаратура стоит на борту самолета.

Индийские специалисты хотят разместить эту ракету на дизельных подводных лодках, которые Россия строит для Дели. На конец этого года намечены бросковые испытания "БраМоса" с притопленной платформы в Индийском океане. И если эксперимент закончится успехом, эти ракеты станут в боевой строй дизельных подводных лодок, поставляемых Россией индийским ВМС.

Среди других проектов военно-технического сотрудничества России и Индии - системы ПВО, модернизация самолетов и вертолетов ВВС Индии, в частности, истребителя МиГ-29 и вертолетов Ми-17, усовершенствование танков Т-72 и Т-90С, которые составляют ударную силу индийских вооруженных сил, а также многие другие проекты. Подробнее об этом читайте в ближайшем номере "НВО".

Хотелось бы подчеркнуть, что критических противоречий в военно-техническом сотрудничестве между Россией и Индией нет. Блиц-визит Анатолия Сердюкова и 12-е заседание Российско-индийской межправительственной комиссии это наглядно доказали.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 12 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Су-30МКИ, МиГ-29, Восток Техникал Сервис, Объединенная авиастроительная корпорация, Сердюков Анатолий, Вепрев Александр, Т-130 (в процессе тестирования)