О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Домодедово пошло на снижение

Крупнейший в России аэропорт "Домодедово" начал терять долю на рынке. По итогам января-сентября он показал рост пассажиропотока всего на 9%, тогда как ближайшие конкуренты "Внуково" и "Шереметьево" - на 17-18%

Крупнейший в России аэропорт Домодедово начал терять долю на рынке. По итогам января-сентября он показал рост пассажиропотока всего на 9%, тогда как ближайшие конкуренты Внуково и Шереметьево - на 17-18%. По отдельным аэропортам в регионах показатель достигает 20%. В Домодедово ситуацию объясняют "естественным замедлением роста" по достижению высокого пассажиропотока. Но эксперты и участники рынка считают, что проблема состоит в нехватке терминальных мощностей аэропорта на фоне неясных перспектив его развития.

Пассажиропоток московского аэропорта Домодедово за январь-сентябрь 2012 года увеличился на 9%, до 21,5 млн человек. По итогам 2011 года рост был гораздо больше, на 15,5%. Основные конкуренты Домодедово до сих пор увеличивают пассажиропоток вдвое быстрее. Так, аэропорт Внуково в январе-сентябре обслужил 7,5 млн человек, на 18,5% больше, чем за тот же период 2011 года. Пассажиропоток Шереметьево вырос на 17,2%, до 20,1 млн человек. В аэропорту подчеркивают, что резко сократили разрыв по отношению к лидеру рынка. Так, если в январе-сентябре Домодедово обслужило на 2,5 млн человек больше, чем Шереметьево, то в этом году - всего на 1,5 млн.

Внуково и Шереметьево приводят вполне конкретные причины роста. Во Внуково, пассажиропоток которого по итогам 2011 года упал на 13,5%, поясняют, что увеличили показатели во многом благодаря приходу новых авиаперевозчиков, среди которых "Трансаэро", Turkish Airlines, Lufthansa и Aigle Azur. В Шереметьево говорят, что аэропорту помогло "опережающее развитие" базового перевозчика "Аэрофлота", а также его партнеров и "стратегическое сотрудничество" с "Трансаэро". В Домодедово лишь говорят, что "темпы роста замедляются у аэропортов, достигших высокого уровня пассажиропотока". "Полученные показатели полностью соответствуют плановым прогнозам",- подчеркивают в Домодедово.

Тем не менее Домодедово существенно отстает не только от столичных конкурентов, но и от рынка в целом. Российские авиакомпании в январе-сентябре перевезли на 14,6% больше пассажиров, чем за тот же период 2011 года. Многие региональные аэропорты показывают рост быстрее рынка. Так, петербургское Пулково увеличило пассажиропоток на 17%, до 8,7 млн, новосибирский аэропорт Толмачево - на 19,8%, до 2,4 млн человек. В аэропорту Хабаровска пассажиропоток вырос на 18,6%, до 1,4 млн человек. Емельяново (Красноярск), Кольцово (Екатеринбург) увеличили пассажиропоток на 17% (1,4 млн человек) и 14% (2,9 млн человек) соответственно.

Участники рынка полагают, что основной причиной проблем с ростом пассажиропотока в Домодедово является развитие терминальных мощностей аэропорта и общая подвешенная ситуация вокруг его судьбы. В отличие от Шереметьево и Внуково, отмечает один из собеседников "Ъ", в Домодедово катастрофически не хватает мощностей пассажирского терминала, и авиакомпании вынуждены искать альтернативу (подробнее об этом см. "Ъ" от 3 мая). Один из базовых перевозчиков Домодедово вторая в России авиакомпания "Трансаэро" на днях уже сообщила о намерении в 2013 году значительно увеличить географию полетов из Внуково, особенно по дальнемагистральным рейсам. "В случае с Домодедово существует неопределенность вокруг управляющей компании,- добавляет другой источник "Ъ".- Любой риск, связанный с вопросами владения аэропортом или со строительством полосы, тормозит процесс инвестиций в реконструкцию. В результате снижаются пропускные способности".

Глава аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что, "как только будет принято решение о строительстве новой ВПП в Домодедово, аэропорт сможет определиться с локализацией дополнительных терминальных емкостей". Но пока ситуация вокруг новой ВПП в Домодедово остается неясной. Более того, государство продолжает рассматривать схемы консолидации всех трех основных московских аэропортов и процесс в самом начале - еще только должен быть привлечен консультант, который разработает базовые варианты, между которыми будет выбирать правительство....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка