О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Керосин пахнет конкуренцией

ФАС согласовала по два альтернативных ТЗК для аэропортов-миллионников и три - для тех, кто перевозит свыше 5 млн пассажиров

В крупных российских аэропортах должно быть не менее двух альтернативных топливно-заправочных комплексов. Это предложение ФАС согласовала с Минтрансом и Минэкономразвития. В ФАС рассчитывают, что нововведение приведет к снижению стоимости авиабилетов. Топливные компании развитие конкуренции поддерживают.

В крупных аэропортах будут в обязательном порядке создаваться альтернативные топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Об этом сообщил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

"Практически сегодня Министерство транспорта, Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития согласовали между собой, что во всех аэропортах, которые перевозят больше одного миллиона пассажиров в год, должно быть как минимум два топливно-заправочных комплекса, а если эти аэропорты перевозят больше пяти миллионов, то, соответственно, даже три ТЗК", - заявил Артемьев.

По его словам, это одна из обсуждаемых правительством мер по развитию конкуренции в сфере авиаперевозок и снижению стоимости авиабилетов.

В Минтрансе сообщили, что проект постановления на согласование в установленном порядке в ведомство еще не поступил.

Правительство занялось проблемой альтернативного обеспечения авиатопливом после того, как авиакомпании столкнулись с дефицитом керосина в нескольких крупных аэропортах в конце лета 2011 года.

"Везде, где пассажирооборот превышает два миллиона человек, будем требовать строительства альтернативных ТЗК, а в некоторых местах - не меньше трех", - заявил осенью того года тогда еще вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин. Заручившись решением, крупнейший оператор альтернативных ТЗК в России (восемь таких ТЗК) "Аэрофьюэлз Групп" смог разрушить монополию действовавшего поставщика топлива в аэропорту Толмачево. Компания еще в 2007 году построила ТЗК в Толмачево, но его работа блокировалась по разным поводам администрацией аэропорта.

"Эффективность создания альтернативных ТЗК доказана на практике, - отмечают в "Аэрофьюэлз". - С момента появления второго ТЗК в аэропорте Иркутска цены на топливо упали примерно на 15%, перевозчики сэкономили около 2 миллиардов рублей за пять лет". Конкуренция стимулирует повышение качества самой услуги, добавляют в компании.

Инициатива ФАС приближает российское антимонопольное законодательство к европейским стандартам, считают в "ЛУКойле" (компания работает в аэропортах Петербурга, Нижнего Новгорода, Тюмени, Сургута и других). "Нам интересны любые крупные города, аэропорты которых имеют большой пассажиро- и грузопоток, - говорит представитель компании. - И у нас есть соответствующая программа развития бизнеса". "ЛУКойл", например, хотел бы войти в аэропорт Екатеринбурга, это весьма привлекательный объект с точки зрения заправщика, - добавили в компании. - Но там уже очень острая конкуренция (в Кольцово работают "Роснефть" и "Газпромнефть")".

У "Газпромнефть-Аэро" сеть из 31 топливозаправочного комплекса в России и странах СНГ, три из них - альтернативные ТЗК (Шереметьево, Толмачево, Ульяновск). "В стадии разработки находятся несколько проектов по созданию ТЗК в Сибирском федеральном округе, - добавили в компании. - В основном они относятся к традиционным регионам присутствия "Газпромнефти", так как основной объем авиатоплива, продаваемого компанией, производится на Омском НПЗ "Газпром нефти"".

Сейчас рекордсменом по количеству ТЗК в России является аэропорт Владивостока - их здесь три. В московских аэропортах вопрос с альтернативными ТЗК до конца не решен.

В Шереметьево недавно завершено строительство альтернативного ТЗК "Газпромнефть-Аэро", но он еще не подключен к инфраструктуре. В Домодедово ТЗК один, но с 2000 года аэропорт представляет услугу по хранению авиатоплива, с 2002 года в аэропорте работает независимый топливно-заправочный оператор "Шелл и Аэрофьюэлз", а с 2010 года аэропорт предоставляет возможность нефтяным компаниям хранить и продавать топливо авиаперевозчикам с услугой заправки "в крыло". ЗАО "Домодедово Фьюэл Сервисиз" реализует только пятую часть от топлива, продаваемого в аэропорте, говорят в Домодедово. С января 2012 года альтернативный ТЗК должен был заработать во Внуково, но этого пока не произошло.

Впрочем, участники рынка отмечают, что для реального развития альтернативных ТЗК в России необходимо внести изменения в авиационные правила, регулирующие их деятельность. "Альтернативный оператор ТЗК, построив инфраструктуру, еще должен ее сертифицировать в Росавиации, - поясняет источник в отрасли, - а Росавиация в соответствии с нормативной базой требует предоставить технологию взаимодействия с оператором аэропорта. Аэропорт же, чтобы дать технологию взаимодействия, просит предоставить сертификат. И так по кругу"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка