О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Апокалипсис для аэропортов

На днях руководство Агентства по защите конкуренции встретилось с представителями казахстанских аэропортов. Последние предложили снять ограничения 5-процентной рентабельности по доходам от неавиационной деятельности

На днях руководство Агентства по защите конкуренции (АЗК) встретилось с представителями казахстанских аэропортов. Последние предложили снять ограничения 5%-й рентабельности по доходам от иной (не авиационной) деятельности. АЗК издало приказ, исключающий аэропорты из госреестра монополистов и доминантов. Но транспортная прокуратура опротестовала его.

"20 аэропортов загнаны в угол. 20 лет они не развиваются и, за исключением 8 из них, они убыточны", - возмущался исполнительный директор АО "Международный аэропорт Актау" Ергазы Жолдасов. "Все аэропорты высказались, что необходимо снять ограничения по рентабельности", - поддержал его предправления карагандинского АО "Аэропорт "Сары-Арка" Олег Толстых.

По словам участников встречи, главным требованием аэропортов была отмена 5%-й нормы рентабельности на предоставление аэропортовых услуг. Как пояснил Ергазы Жолдасов, аэропорты согласны оставить под регулированием взлет-посадку, авиационную бе-зопасность, базировку и сверхнормативную стоянку. Остальные же порядка 50 услуг они предложили вывести из-под регламентирования АРЕМа. "До 70% дохода аэропорты получают от так называемой иной деятельности: предоставления площадей в аренду, парковок, магазинов, развития инфраструктуры", - объяснил г-н Жолдасов. "За счет коммерческой неавиационной деятельности снижается нагрузка на авиационную", - пояснил Олег Толстых.

Финансовый смысл требований со стороны аэропортов - регламентация рентабельности не дает возможности зарабатывать деньги, в том числе на обязательную в аэропортах технику: противопожарное обеспечение для хранения ГСМ (они должны соответствовать принятым в прошлом году требованиям к топливным комплексам - "Къ"), машины для противообледенительной обработки. "У нас зимы теплые, я эту машину буду 20, а то и 30 лет окупать", - пожаловался глава аэропорта Актау.

У коммерческих аэропортов система тарифного регулирования сама по себе вызывает недоумение: "Во Франции, если аэропорт государственный, его тарифная политика регулируется государством, если частный - то нет, в РФ норма рентабельности вообще не регулируется, в кыргызстанском "Манасе" ее подняли до 20%", - поделился Олег Толстых.

Причиной своих бед аэропорты традиционно называют "Эйр Астану". В частности, ее обвиняют в том, что авиакомпания готовит протест в транспортную прокуратуру с требованием вернуть под госрегулирование некоторые ранее выведенные из-под него услуги. В целом же, претензии к авиакомпании можно свести к формулировке: "Мы, аэропорты, вынуждены терпеть убытки, чтобы процветала "Эйр Астана". При этом аэропорты настаивают на том, что даже если регуляторы либерализуют рынок аэропортового сервиса, пассажиры этого не почувствуют: доля таких услуг в билете не превышает 6-7%.

По словам участников встречи, внятного результата у нее не было: представители АЗК просто внесли в протокол требования аэропортов. "Поговорили и разошлись", - подытожил Олег Толстых.

Как выяснилось, АЗК про требования аэропортов не забыл. Глава ведомства Габидулла Абдрахимов рассказал о них на правительственном часе в мажилисе. "Следует пересмотреть тарифы аэропортов на регулируемые услуги, по которым получают убытки; снять ограничение, согласно которому аэропорт имеет право получать доход от иной деятельности не более 5%", - цитирует Bnews г-на Абдрахимова.

Несмотря на его предложение, в аэропорту Актау "Къ" сообщили, что на днях к ним пришло письмо, извещающее, что АТМ-Group (ATM Group Uluslararasi Havalimani Yapim Yatirim ve Isletme Ltd - турецкая компания, под управлением которой находится актауский аэропорт - "Къ") включена в перечень доминантов, регулируемых по услугам предоставления телескопического трапа и очистке от снега и льда. "В мае нас включили в реестр доминантов, потом исключили, теперь вот опять включили", - посетовали в аэропорту.

Также г-н Абдрахимов предложил для снижения цен на авиакеросин дать нескольким компаниям возможность его продажи. Эта идея вызвала у аэропортов резкий протест: "Я сам продаю керосин, а вы мне еще подсаживаете компании, которые смогут предложить более низкую цену только потому, что им не надо содержать целое аэропортовое хозяйство. Тогда используйте сис-тему компенсационных сборов, как в США. Там аэропорты не продают топливо, но получают доход с каждой проданной тонны", - возмутился Олег Толстых.

По мнению руководителей компаний, если правительство не откажется от государственных механизмов регулирования отрасли в пользу рыночных, большую часть аэропортов ждет вымирание. "Чтобы предоставлять конкурентную услугу, мы должны давать авиакомпаниям льготы и скидки. Но мы даже этого не можем сделать, это считается противозаконным - так как мы тем самым, по мнению регуляторов, сокращаем налогооблагаемую базу. В результате конкурентоспособность падает, люди уходят, аэропорты вынуждены переходить на неполный рабочий день. Какой же это рынок? На таком рынке северные аэропорты вымрут, пассажиры уйдут в приграничные российские аэропорты. Выживут Астана, Алматы, Актау, Атырау. Но и они на международном рынке конкурировать не смогут, транспортный поток пойдет мимо Казахстана", - предрек Олег Толстых.

Как стало известно "Къ", АЗК все же издал приказ, исключающий аэропорты РК из госреестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. Но транспортная прокуратура опротестовала этот приказ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Курсив.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка