Источник: сайт «Бизнес-Online»
Автор: Тимур Латыпов
Опубликовано: 23.10.2012, 11:02

"Ак Барс Аэро" и "Татарстан" штурмуют рынок хаджа

Авиакомпании РТ совершили 33 рейса к мусульманским святыням и перевезли 4,5 тыс. пассажиров


Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", авиакомпании "Ак Барс Аэро" и "Татарстан" на днях завершили программу завоза паломников в Саудовскую Аравию и Иорданию. Помимо авиакомпаний РТ хадж-авиаперевозки выполняют такой гигант, как "ЮТэйр", и специализирующаяся на чартерах московская "ВИМ-Авиа"… Любопытно, что махачкалинский заказчик высказал татарстанским авиаторам пожелание летать не на Boeing или Airbus, а на подвергшемся "гонениям" после ряда происшествий и катастроф отечественном Ту-154.

Первая попытка после 10-летнего перерыва

21 октября татарстанские авиакомпании завершили программу завоза паломников в Медину (Саудовская Аравия) и Акабу (Иордания). Интересно, что, хотя рейсы проходят под эгидой двух перевозчиков - "Ак Барс Аэро" и авиакомпании "Татарстан" (АКТ), заказчики заключали договоры с "Ак Барс Аэро", а используемые в программе самолеты принадлежат АКТ. Так что в данном проекте мы наблюдаем первые плоды интеграции татарстанских авиаперевозчиков.

Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" бывший генеральный директор АКТ Магомед Закаржаев, некогда авиакомпания выполнила несколько чартеров с паломниками, но это были именно отдельные рейсы - на специальную программу хадж-перевозок не хватило бы бортов: "В начале 2000-х выполняли разовые полеты, но специальных программ не было. Раз вывозили застрявшую в ОАЭ группу паломников - другие компании не смогли разрешение получить, а мы получили. В другой раз возили муфтия Дагестана из Махачкалы. А подписываться на большую программу не было смысла, поскольку наши самолеты были полностью загружены". По словам заместителя руководителя службы продаж "Ак Барс Аэро" Ришата Ситдикова, до этого года авиакомпания попыток выйти на этот рынок не предпринимала: "Это объясняется парком: самолеты небольшие (CRJ200 - авт.), и чтобы на них из Казани или Москвы долететь до Медины, надо делать дополнительную посадку, что не очень удобно".

На сегодня из Казани, Москвы, Махачкалы, Уфы и Екатеринбурга выполнено 33 завозных рейса, перевезено 4,5 тыс. человек. "При этом у заказчиков (дагестанских турагентств "Восток" и "Караван Травел" и татарстанских "Татарского делового мира" и благотворительного фонда содействия развитию паломничества "Хадж фонд России") есть желание продолжить отправку, - отметил Ситдиков. - Но наши технические возможности не позволяют - все борта задействованы". В обратном направлении паломники будут вывезены аналогичным количеством рейсов 30 октября - 7 ноября. Отметим, что больше всего паломников на татарстанских бортах - из Махачкалы.

Чартеры выполняются на самолетах Airbus 319, Boeing 737-400 и Ту-154. Памятуя о "гонениях", которые развернулись примерно год назад на туполевскую технику советской разработки, корреспондент "БИЗНЕС Online" поинтересовался, не пугает ли паломников перспектива полета на этом воздушном судне. "Наоборот, у заказчиков очень хорошее отношение к этому самолету, - рассказал Ситдиков, - нас заранее спрашивали, можно ли именно на этом типе летать. Такое пожелание было высказано, в частности, заказчиками из Махачкалы. Объясняется это прежде всего тем, что они долгое время выполняли рейсы на хадж именно на Ту-154 "Авиалиний Дагестана".

Любопытно, что в "Ак Барс Аэро" и АКТ отмечают обилие работы (помимо хаджа) именно для Ту-154 - сейчас решено довести до летного состояния второй имеющийся в парке АКТ "Ту".

"К перспективам сотрудничества с "Ак Барс Аэро" и "Татарстаном" подошел с недоверием

По словам Ситдикова, конкурса на предоставление паломникам авиауслуг не было: "Каждый туроператор выбирает перевозчика самостоятельно - так же, как и в традиционном туристическом бизнесе. В этой сфере просто достаточно ограниченный круг туроператоров - порядка 15 по России, и вся хадж-отрасль распределяется между ними".

Помимо татарстанских авиакомпаний, паломников в этом году перевозит "ЮТэйр" (базируется во Внуково). При этом третий (после "Аэрофлота" и "Трансаэро") по пассажиропотоку российский авиаперевозчик также впервые вышел на рынок услуг для паломников. Как сообщили газете "БИЗНЕС Online" в пресс-службе авиакомпании, 9 - 18 октября компания "ЮТэйр" выполнила 10 чартерных рейсов по маршруту Магас - Медина (столько же будет в обратном направлении 1 - 10 ноября) на Boeing-737-800 (всего в парке компании 200 самолетов). Перевезено 1700 пассажиров. Договоренность о выполнении рейсов была достигнута с муфтиятом и правительством Ингушетии, которое и оплатило перевозку. "Мы специализируемся на нестандартных перевозках, к тому же выполняем регулярный рейс в Ингушетию из Внуково. К нам обратились с просьбой организовать перевозку паломников. Мы выполнили огромное количество требований принимающей стороны - Саудовской Аравии", - сообщили газете "БИЗНЕС Online" в авиакомпании.

А основную долю рынка хадж-авиаперевозок из России занимает специализирующаяся на чартерных перевозках "ВИМ-Авиа" (базируется в Домодедово, флот состоит из 11 Boeing-757-200). Большую часть рейсов она выполняет из Москвы и Махачкалы. В прошлом году "ВИМ-Авиа" 130 рейсами перевезла из Грозного и Махачкалы 14 тыс. 281 пассажира.

Для сравнения: "ЮТэйр" в прошлом году перевезла 6 млн. 750 тыс. пассажиров, "ВИМ-Авиа" - 1 млн. 632 тыс., АКТ - 592,9 тыс., "Ак Барс Аэро" - 250 тыс. пассажиров.

Мнением о сотрудничестве с "Ак Барс Аэро" и АКТ с газетой "БИЗНЕС Online" поделился директор благотворительного фонда содействия развитию паломничества "Хадж фонд России" Ильдар Нечаев: "Мы выбирали между несколькими авиакомпаниями - "ЮТэйр", "ВИМ-Авиа" и иностранными перевозчиками, но в итоге остановились на "Ак Барс Аэро" и "Татарстане". По его словам, компания в предыдущие годы имела возможность оценить в деле несколько авиаперевозчиков, и в процессе работы с ними были замечания. "Четвертый год пытаемся наладить долгосрочные отношения с авиакомпаниями. На стадии переговоров все гарантируют все что угодно, а оказывается, что процентов на 70 перевозчик не готов выполнить обещанное, - отметил Нечаев. - И я изначально к перспективам сотрудничества с вашими авиакомпаниями подошел с изрядной долей недоверия - рассматривал только "Туркиш Эйрлайнс".

Сейчас, по словам директора "Хадж фонда России", авиакомпании "Ак Барс Аэро" и "Татарстан" - на первом месте среди тех, с кем фонд работал по вопросу авиаперевозок паломников. "Им удалось то, что пока не удавалось никому. Главное - это максимальная оперативность в принятии решений в случае тех или иных технических сбоев с нашей стороны. Проблемы иногда возникают большие. Другие авиакомпании к сбоям с нашей стороны относилась так, что это не наши проблемы, вот вам штрафные санкции, здесь же подход к таким вопросам максимально лояльный. В этом году "Ак Барс Аэро" и "Татарстан" для "Хадж фонда России" в прямом смысле слова спасли ситуацию по вывозу паломников", - заявил он.

В "Ак Барс Аэро" и АКТ надеются продолжить перевозку паломников и на следующий год, но все будет зависеть от успешного завершения нынешней программы: "Надеемся, вывоз паломников завершим столь же успешно, что позволит нам продолжить перевозки на следующий год, - рассказал Ситдиков. - Это, конечно, в большей степени имиджевый, чем коммерческий проект. Нам важно показать, как мы умеем работать по специальной программе, тем более делаем это впервые. Отзывы пошли после первых рейсов, нам приятно, что они только положительные. Но полное впечатление будет только по завершении проекта. Мы не ожидали, что в первый год перевезем такое большое количество паломников, хотя подспудно к этому готовились".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 23 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: АК БАРС АЭРО, Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Авиакомпания "Татарстан", B757-200F, Ту-154, CRJ-200, АЭРО, АК БАРС АЭРО (AK BARS AERO), Татарстан, Восток, ВИМ-АВИА (VIM Airlines), А319, Ту-154М, АЭРО (в процессе тестирования)