О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россиян заставят летать на Superjet

Прибыльные международные маршруты отдадут тем отечественным авиакомпаниям, которые имеют в своем составе хоть один современный российский самолет. Авторы идеи - в "Аэрофлоте"

По информации "Известий", правительство поручило Минтрансу к ноябрю 2012 года изменить процедуру распределения среди авиакомпаний прибыльных международных маршрутов. Одним из критериев при этом должно стать наличие и количество в парке авиакомпании "современных воздушных судов" - такое правительственное поручение получило министерство. Самым известным, но не единственным современным отечественным самолетом является Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Эксперты указывают, что подобная мера, основным выгодоприобретателем которой станет "Аэрофлот", может противоречить нормам ВТО. Собственно, в "Аэрофлоте" не скрывают, что сами предложили такую идею властям.

Выживут только оставшиеся на корабле современности

Поручение Минтрансу поддержать отечественных авиапроизводителей за счет отечественных перевозчиков было дано на прошедшем в конце сентября совещании под председательством вице-премьеров Аркадия Дворковича и Дмитрия Рогозина. В совещании приняли участие представители правительства, отвечающие за оборонную промышленность, Минтранса и Росавиации. Авиапроизводителей представлял президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК, в нее входит "Сухой"), председатель совета директоров ОАО "Компания "Сухой", гендиректор ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" Михаил Погосян.

Кроме поручения пересмотреть условия распределения международных маршрутов, правительство поручило Минтрансу проработать вопросы субсидирования лизинговых платежей при покупке региональных самолетов отечественного производства с числом кресел от 75 до 100. Из производимых сейчас российских самолетов таким количеством кресел может похвастаться только SSJ-100 и менее известный Ан-148 (производства в Воронеже). Самолеты семейства Ту-204 (Ту-204СМ, Ту-214) имеют большую вместимость.

Предполагается также сократить время таможенного оформления импортируемых авиадвигателей и запчастей к ним. Минтрансу также поручено проработать "дорожную карту" развития региональных перевозок, предусматривающую субсидирование региональных маршрутов до уровня безубыточности на срок не менее трех лет.

Сегодня Минтранс назначает перевозчиков на международные маршруты, количество которых ограничено и согласовывается с каждой страной. Самыми прибыльными считаются маршруты в европейские столицы и дальние перелеты, самыми неинтересными для авиакомпаний - перелеты в столицы стран СНГ из регионов России. Авиакомпании часто критикуют Минтранс за непрозрачность критериев при распределение маршрутов.

Идея "Аэрофлота"

Как сообщили "Известиям" в производящем SSJ холдинге ОАК, на данный момент из российских авиакомпаний твердый заказ на SSJ-100 имеют "Аэрофлот" (30 самолетов, уже поставлены 10), "Трансаэро" (16 самолетов), "Газпромавиа" (10 самолетов), "ЮтЭйр". Предварительные соглашения - у авиакомпании "Кубань" и "Московия", соглашения о намерениях было подписано с авиакомпанией "Ямал". При этом поставлены самолеты пока только "Аэрофлоту".

Представитель "Аэрофлота" признался "Известиям", что инициатива распределять международные рейсы в зависимости от наличия в парке отечественных самолетов исходила от самого "Аэрофлота".

- Мы авиапроизводящая страна, и государство должно находить самые разные рычаги в рамках закона и в рамках современного рынка, как стимулировать покупку этих самолетов. Если одним из механизмов будет допуск к международным маршрутам компаний, которые закупают российские суда - мы считаем, что это совершенно нормальная ситуация, - отмечает представитель компании.

Также представитель компании заметил, что авиастроение напрямую связано с гражданской авиацией.

- Кого еще государство может стимулировать развивать авиаотрасль, кроме как не отечественные компании? Это нельзя назвать протекционизмом, - отмечают в "Аэрофлоте".

"Детские болезни", ограниченность и дефицит SSJ-100

Источник в другой крупной авиакомпании отметил, что SSJ-100 может быть конкурентоспособным, но для этого нужно время.

- Самолет сейчас страдает от "детских болезней" - их можно устранить, только если компании будут получать преференции за то, что станут активно использовать SSJ и работать в контакте с производителем, - отмечает собеседник "Известий".

Остальные перевозчики сдержанно оценили инициативу правительства, выразив надежду на получение преференций. В компании "ЮТэйр" "Известиям" сообщили, что рассчитывают попасть в льготную категорию, имея парк современной отечественной авиатехники, но не самолетов, а вертолетов.

- "ЮТэйр", например, обладает крупнейшим в мире вертолетным парком, по большей части состоящим из вертолетов российского производства, и продолжает размещать заказы на российские вертолеты на авиационных заводах, - отмечает представитель компании Елена Галанова. Комментируя продвижение SSJ, она отметила, что российское авиастроение не в состоянии обеспечить всех желающих самолетами в короткие сроки. Таким образом, развитие гражданской авиации, которая в последнее время показывает положительную динамику, ставится в зависимость от совершенно другой отрасли, говорит Галанова.

На то, что успех применения такого критерия зависит от возможностей отечественного авиапрома, указывают и в компании "Трансаэро".

- Фактор наличия в парке авиакомпаний современных воздушных судов российского производства должен учитываться при распределении прав на полеты по международным маршрутам. Однако их количество в парке нецелесообразно делать одним из основных критериев отбора, особенно с учетом реальных возможностей отечественного авиапрома, - заявил "Известиям" замглавы компании Дмитрий Столяров.

Глава ассоциации "Аэропорт" Виктор Горбачев напомнил, что все самолеты, сейчас причисляемые к современным, являются ближнемагистральными или среднемагистральными - это нишевые продукты, нужные не всем авиакомпаниям.

- При дальности полета у SSJ-100 от 2 тыс. до 4,5 тыс. км он может совершать зарубежные полеты только, например, по маршруту Москва-Берлин, а в Испанию мы на нем уже не улетим, - отмечает Горбачев. - Преференции по распределению маршрутов государство может использовать более эффективно, например, для развития региональной авиации. Вы хотите летать на большие расстояния? Тогда возьмите на себя убыточные внутренние маршруты. Такую схему применили в свое время в Америке. SSJ также критикуют за излишнюю "прожорливость" - двигатель использует топливо неэкономично, в то время как цена керосина составляет 45-60% себестоимости перевозок для некоторых типов судов.

Поручение зампреда правительства должно быть рассмотрено и исполнено Минтрансом до конца ноября, однако пока даже специалисты не берутся предсказать, когда оно вступит в силу - очередь на самолеты SSJ расписана на несколько лет вперед....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка