О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правительство подключает Калугу к Московскому авиаузлу

Премьер Дмитрий Медведев поручил Минтрансу проработать с калужскими властями вопрос о включении в проект объединения аэропортов московского авиаузла военного аэродрома "Ермолино"

По информации "Известий", премьер Дмитрий Медведев поручил Минтрансу проработать с калужскими властями вопрос о включении в проект объединения аэропортов Московского авиаузла (МАУ) военного аэродрома Ермолино. Об этом сообщил источник в правительстве, информацию также подтвердили в Минтрансе. В случае включения Ермолино в состав МАУ он приобретет статус аэропорта федерального значения и будет в приоритетном порядке получать бюджетное финансирование, предусмотренное специальной программой развития узла. Предполагается, что перепрофилированный аэропорт получит ветку "Аэроэкспресса", оттянет на себя часть пассажиропотока и снизит нагрузку на столичные аэропорты. В Росавиации уточняют, что проект требует проработки, а дата окончательного решения не определена.

Три аэропорта - три проблемы

Проект объединения трех столичных аэропортов - Шереметьево, Внуково и Домодедово - обсуждается в Минтрансе с начала года. Минтранс предлагает консолидировать госимущество аэропортов - взлетные полосы и аэродромную инфраструктуру - и передать их под управление единой госкомпании, которая могла бы эффективно перераспределять между аэропортами пассажиропотоки и финансовые средства, выделяемые из бюджета на развитие МАУ. Проект объединения получил поддержку президента Владимира Путина, но натолкнулся на технические, административные и юридические проблемы.

В частности, пока по-прежнему не ясна схема консолидации федерального имущества аэропорта Домодедово, взлетные полосы и инфраструктура которого сданы частному оператору аэропорта в аренду на 75 лет. Владельцы Домодедово не желают отказываться от самостоятельности и отдавать бизнес под контроль госкомпании. Переговоры по этому вопросу продолжаются, стороны их не комментируют. Второй проблемой объединенной госкомпании может стать аэропорт Внуково, который оказался в зоне активной застройки территории "большой" Москвы. Соседство с жилыми кварталами уже накладывает на аэропорт ограничения по шумности принимаемых самолетов и ограничивает использование аэродрома в ночное время. Эксперты не исключают, что в среднесрочной перспективе аэропорт может быть закрыт, инвестиции в него бесперспективны. Наконец, еще одной проблемой на пути объединения аэропортов МАУ является позиция Федеральной антимонопольной службы, которая выступает против объединения аэропортов, полагая, что проект Минтранса ограничит конкуренцию.

Калужское решение

Отчасти решением этих проблем для Минтранса может стать включение в проект объединения аэропортов МАУ калужского аэропорта Ермолино, который может занять там место частного Домодедово. В этом случае пересматривать договор аренды ВПП с Домодедово не придется, а ФАС отзовет претензии, поскольку в МАУ останется независимый игрок. В будущем нагрузку с "бесперспективного" Внуково можно перераспределить в Ермолино.

Аэропорт Ермолино, находящийся в 80 км от МКАД по Киевскому шоссе, является аэродромом Минобороны, Госкомоборонпрома и МВД. Аэропорт способен принимать все типы отечественных самолетов, имеет пункт пропуска через госграницу для выполнения международных полетов грузовых воздушных судов.

Администрация Калужской области с начала текущего года выступает с инициативой превращения Ермолино в аэропорт двойного назначения. С появлением там гражданских самолетов аэропорт мог бы претендовать на бюджетное финансирование, выделяемое по программе развития гражданской авиации. По замыслу калужской администрации, в аэропорту должны появиться самолеты бизнес- и малой авиации. Область также ведет переговоры с РЖД о возможном продлении ветки "Аэроэкспресса" от Внуково до Ермолино. В середине сентября губернатор Калужской области Анатолий Артамонов обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть возможность включения Ермолино в число аэропортов МАУ и осуществления его реконструкции с привлечением бюджетного финансирования на условиях государственно-частного партнерства. Результатом обращения губернатора и стало поручение премьера проработать предложение - совещание состоялось в конце сентября.

Калужская проблема

О своей заинтересованности в открытии Ермолино для гражданских самолетов уже заявила авиакомпания "ЮТэйр". Как сообщила "Известиям" представитель компании Елена Галанова, компания собирается использовать аэропорт Калуга в качестве ремонтной базы вертолетов и сейчас изучает возможность полетов из Ермолино.

- Если Ермолино войдет в МАУ, то его включат в перечень аэропортов федерального значения и он будет получать приоритетное финансирование, - отмечает независимый авиационный эксперт Олег Смирнов. По его словам, если из центра Москвы до Ермолино можно будет доехать на аэроэкспрессе за час, то проект будет коммерчески привлекательным и сможет взять на себя часть пассажиропотока МАУ через привлечение авиакомпаний-лоукостеров. Для самого же Ермолино вхождение в МАУ - единственный шанс встать на коммерческие рельсы.

Аналитик ИХ "Финам" Алексей Захаров полагает, что перепрофилирование Ермолино проблем перегрузки МАУ не решит. А сам проект реконструкции аэропорта вряд ли будет коммерчески привлекательным. По его мнению, нет никакого смысла создавать с нуля транспортную и иную инфраструктуру на военном аэродроме, когда рядом есть пассажирский аэропорт Калуги, куда ходят электрички, есть транспортная инфраструктура. По мнению аналитика, заставить авиакомпании летать в Ермолино чиновники смогут только в приказном порядке после перевода столичных аэропортов под госконтроль.

Бюджетное финансирование, на которое сможет рассчитывать Ермолино в случае получения статуса аэропорта федерального значения, оценивается в миллиарды рублей. Согласно ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", на реконструкцию аэропортов МАУ выделено более 40 млрд рублей. Больше всего должен получить Шереметьево - 17,3 млрд, затем идет Домодедово - 13,7 млрд и Внуково - 11,5 млрд.

Как пояснили "Известиям" в Минтрансе, вопрос о целесообразности объединения аэропортов в рамках единой управляющей компании, а также о перспективах включения Ермолино в число аэропортов МАУ будут решать иностранные консультанты, отобранные по конкурсу. Соответствующий тендер объявят до конца октября....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка