Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Евгений Тимошинов, Елизавета Кузнецова
Опубликовано: 24.10.2012, 10:14

Сергей Шойгу увлекся малой авиацией

Подмосковье планирует сразу три проекта сборки и модернизации самолетов


Губернатор Московской области Сергей Шойгу решил всерьез заняться развитием в регионе малой авиации. Власти области ведут переговоры с УГМК о конверсии в Подмосковье самолетов L-410, планируется сборка американских Maule и ремоторизация Ан-2. Для продаж самолетов может быть создана лизинговая компания. Одновременно область продвигает идею создания сети вертолетных площадок и аэродромов для малой авиации. Но участники рынка и эксперты сомневаются, что в столичном регионе с его хорошо развитой транспортной инфраструктурой нужен такой масштабный проект.

Вчера Сергей Шойгу провел в Жуковском совещание по вопросам развития регионального и местного авиасообщения в ЦФО. Как следует из презентации, которая готовилась к мероприятию (есть у "Ъ"), подмосковные власти хотят сделать регион центром по производству малых самолетов. Планируется сборка американского пятиместного Maule M-9 (стоимость одной машины - 6,9 млн руб.), конверсия чешского 19-местного L-410 (70-80 млн руб.) и ремоторизация 12-местного Ан-2МС (25 млн руб.).

"С американской Maule идут переговоры о промышленной сборке самолетов с последующей локализацией. Площадка для проекта и форма партнерства еще обсуждается",- уточнил источник "Ъ", знакомый с проектом. Сергей Шойгу вчера поставил задачу уже в 2013 году собрать не менее 30 машин. Сама Московская область при этом готова будет заказать в 2013 году порядка 10-15 Maule, уточнил источник "Ъ".

О конверсии L-410 переговоры идут с УГМК, которая контролирует чешский завод, выпускающий эти самолеты. Площадкой для реализации проекта станет, вероятнее всего, Национальный центр авиастроения в Жуковском, соучредителем которого является Московская область. Планируется модернизировать порядка 20 самолетов в год.

Ремоторизацией Ан-2 подмосковные власти хотят заняться на базе авиаремонтного завода в Балашихе. "У нас в стране не производят авиабензина, на котором летают эти самолеты. Проблему решает замена двигателя",- поясняет источник "Ъ". Количество машин "будет варьироваться в зависимости от заказа", но мощности предприятия позволят ремоторизовать до 100 самолетов в год. Для их продажи может быть создана лизинговая компания, об этом идут переговоры с ГТЛК. "Возможно, будет вообще новая компания или "дочка" ГТЛК. В переговорах участвует также ВЭБ",- рассказывает источник "Ъ".

Параллельно власти области хотят построить девять вертолетных площадок при больницах, предлагают правительству Москвы вместе создать и эксплуатировать еще не менее десяти площадок вдоль МКАД, а также хотят "реконструировать или поострить не менее двух аэродромов" в 20-30 км от кольцевой дороги, чтобы развивать пассажирские перевозки. "Организация регулярного авиасообщения между городами и поселками Московской области и с сопредельными регионами будет рентабельна только при совместном использовании вертолетов (30 тыс. руб. летный час) и легких самолетов (10 тыс. руб. летный час)",- говорится в материалах к совещанию. Всего в регионе более 30 аэродромов (в том числе с грунтовыми полосами). Задействовать планируется не менее 12 из них.

Координацией проекта занимается областное бюджетное учреждение "Авиационный центр", постановление о его создании датируется 11 октября. На 2013 год ему выделяется около 800 млн руб.- на вертолетные площадки возле больниц и небольшие закупки техники. Но вчера господин Шойгу поручил предусмотреть в бюджете региона дополнительные средства, в частности, на реконструкцию приоритетных аэродромов.

Участники рынка относятся к планам Сергея Шойгу скептически, называя их "сырыми". "Цена ремоторизированного Ан-2 почти наверняка будет выше, чем у схожих самолетов на вторичном рынке",- поясняет один из собеседников "Ъ". Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что при наличии альтернативного наземного транспорта "вкладывать деньги в развитие проекта, не видя реального прироста пассажиропотока, нужно очень осторожно". "Состояние аэродромной сети в регионах ограничивает использование самолетов малой авиации в ночное время. Окупаемость таких машин достигается при гораздо большем налете, чем есть сейчас",- добавил эксперт, считая осмысленным использование малой авиации только в рамках госзаказа. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак добавляет, что создание вертолетных площадок является хорошей идей, но "реализацию проекта может усложнить отсутствие массового производства легких вертолетов в РФ, а также ограничения на их полеты".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 24 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пантелеев Олег, Рыбак Борис, Государственная транспортная лизинговая компания, Ан-2, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Шойгу Сергей, L-410, Самолетостроение (в процессе тестирования)