Источник: газета «Восточно-Сибирская правда»
Автор: Лариса Шелехова
Опубликовано: 25.10.2012, 11:36

"Тяжело залетают и вылетают"

Местное авиасообщение ждет дотаций


Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Аэропорты Восточной Сибири" может быть создано в 2013 году. Структура объединит объекты в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье. В Приангарье первыми в ФКП войдут аэропорты Нижнеудинска, Ербогачена, Киренска и Мамы, которые смогут получить федеральное финансирование. Параллельно в регионе намерены восстановить работу аэровокзалов в Усть-Илимске, Железногорске и Казачинском (два последних готовы отправить первые рейсы уже в декабре). Впрочем, считают транспортники, развивать региональную сетку полетов не получится без бюджетных дотаций: только так можно удержать стоимость билета на "приемлемом" уровне в пять-семь тысяч рублей.

Решение сверху

"Мы бы хотели объединить Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край с точки зрения аэропортового хозяйства и налаживания постоянного авиасообщения внутри регионов и между ними", - сообщил министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Селедцов на координационном совещании по развитию транспорта. Соответствующее предложение в начале октября главы трех регионов направили в Минтранс РФ. Своим обращением инициативу поддержал и полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский.

"На прошлой неделе я был в Москве в рабочей командировке, в которой проговаривался вопрос с представителями Минтранса и Рос-авиации о необходимости создать ФКП в кратчайшие сроки. Готовность к этому есть", - заверил Селедцов. Его слова подтвердил руководитель Восточно-Сибирского территориального управления воздушного транспорта (Росавиация) Артур Сулейменов, который отметил, что все документы имеются, остается лишь дождаться постановления правительства РФ о создании "Аэропортов Восточной Сибири". "Как только оно будет принято, мы готовы на территории Иркутской области создать ФКП с включением всех аэропортов региона", - сказал он.

Впрочем, признал Евгений Селедцов, основная проблема в том, что "федеральный бюджет на 2013-2015 годы не предусматривает бюджетные ассигнования на создание ФКП". "Мы эту ситуацию сейчас пытаемся решить, чтобы внести изменения в федеральный бюджет и начать процедуру создания ФКП, - отметил министр. - Нам это важно, поскольку ФКП даст возможность аэропортам получать федеральное финансирование на развитие и поддержание их в технически исправном состоянии".

Вопрос собственности

Базироваться ФКП будет прежде всего в аэропортах, где все имущество (взлетно-посадочная полоса и аэровокзал) находится в федеральной собственности, подчеркнул Селедцов. Артур Сулейменов добавил, что с этой точки зрения "идеально подходит" аэропорт в Забайкалье - Чара. "Кроме того, в Якутии готовится аэропорт в Краснокаменске. Неплохая развязка с Иркутском, кстати", - отметил глава управления Росавиации.

Препятствий для вхождения в ФКП нет для аэровокзалов Нижнеудинска, Ербогачена и Киренска, принадлежащих федеральному центру. В первоочередном списке на включение в ФКП в Иркутской области также Мама, в Бурятии - Таксимо и Нижнеангарск.

По словам Селедцова, ведутся переговоры с собственниками других комплексов о передаче аэропортов новому предприятию. Так, например, "есть подвижка по Братску": владелец аэропорта ОАО "ВИМ-АВИА Холдинг" готов передать здание вокзала в муниципальную или областную собственность. "Это огромный шаг и очень-очень важно для нас", - отметил Сулейменов. На каких условиях будут передавать ФКП объекты, он не уточнил. А Евгений Селедцов на вопрос "Конкурента" ответил, что "в каждом случае вопрос будет решаться индивидуально". Всего в ФКП, по ранее озвученному плану, должны войти 72 аэропорта.

Самолеты прибывают

Вместе с предприятием "Аэропорты Восточной Сибири" может появиться и единая региональная авиа-компания, рассказал Сулейменов. "Ведутся переговоры о приобретении Cessna Caravan и L-410. Если у нас эти самолеты появятся, то вопрос о возобновлении полетов между районами будет решен, - полагает он. - Этими вопросами мы сейчас занимаемся. Но все идет не так быстро, как мы бы хотели". Сроки поставки самолетов, как и создания самой авиакомпании, чиновники назвать затрудняются. "Все в стадии осмысления и обсуждения. Вопрос не сегодняшнего дня", - заключил Селедцов. Перекликается ли проект с планами трехлетней давности по созданию регионального авиаперевозчика, он уточнить не смог.

Несмотря на планы поставить в регион "цессну" и "элку", основную ставку в развитии региональной авиации транспортники все же делают на новый самолет Ан-148. Первые два воздушных судна для ОАО "АК "Ангара" прибудут в Иркутск 30 октября, еще одно - спустя неделю. "На них мы возлагаем большие надежды с точки зрения развития сетки полетов, в том числе в близлежащие регионы и Азию. Возможности самолета позволяют выполнять среднемагистральные рейсы", - отметил Селедцов. Гендиректор ОАО "АК "Ангара" Анатолий Юртаев рассказал, что перед эксплуатацией в Восточной Сибири суда специально готовили к местным условиям, к посадкам на грунтовые аэродромы (Бодайбо, Ленск, ряд других аэропортов в Якутии). Для этого разработчики самолета с Украины специально проверили региональные аэропорты.

Ожидается, что с середины декабря "Ангара" начнет выполнять рейсы на этих самолетах. Один будет летать на запад, в сторону Новосибирска и Мирного, один - на восток и север, а третий - на местных линиях (в Братск, Улан-Удэ) плюс страховать два первых судна. Ан-148 вмещают по 75 пассажиров. "По скорости и комфортности салона они ничем не уступают аэробусам. Даже кресла в салоне располагаются так же", - отметил Юртаев. По его словам, для полетов уже подготовлены шесть вторых пилотов, завершают обучение на Украине два командира. Кроме того, есть 35 человек технического персонала, прошедших стажировку в питерском Пулково (Ан-148 эксплуатирует АК "Россия", базирующаяся там). Сейчас "Ангара" готовит наземную инфраструктуру, модернизирует существующий центр техобслуживания под новые самолеты.

"Нужно куда-то садиться"

Тем не менее развитие полетов сдерживает даже не устаревший парк воздушных судов, а неподготовленная инфраструктура аэропортов, полагает Юртаев. "Мы, как перевозчик, уверены, что самолеты - вторичная тема, все-таки им нужно куда-то регулярно и безопасно садиться", - отметил он. Артур Сулейменов подтвердил, что, например, состояние грунтовых полос в Бодайбо и Ербогачене вызывает у него "большую озабоченность": их можно в любой момент закрыть и строить новые, уже с искусственным покрытием.

Реконструировать нужно и ВПП Братского аэропорта: в 2013 году проект получит финансирование, сообщил Сулейменов. Дальнейшая эксплуатация его, в том числе на международных рейсах, потребует расширения аэровокзального комплекса. "19 октября из Братска вылетел первый рейс на Бангкок, увез 223 пассажира. На ближайшие три рейса билетов нет. В перспективе рассматривается открытие рейсов из Братска в Турцию. Но для этого необходимо его модернизировать", - уверен Сулейменов.

В "горячей реализации", по мнению главы областного минтранса, находится восстановление аэропорта в Казачинском. Цены на рейс Иркутск - Казачинское сейчас находятся на утверждении Службы по тарифам. "Как только будет принято решение о дотировании рейса, начнутся полеты", - сказал представитель Росавиации. Кроме того, ожидается, что в декабре запустится еще один аэропорт в Железногорске: оттуда будет организовано вертолетное сообщение с Братском. По восстановлению аэровокзала в Усть-Илимске, находящегося в муниципальной собственности, "тоже есть подвижки", отметил министр. Создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом. "Но там важна позиция группы "Илим", чье участие предполагается в проекте. Если они будут участвовать, то все реально к восстановлению в кратчайшие сроки, - сказал Евгений Селедцов. - В противном случае это вряд ли возможно, поскольку мы не видим инициативы снизу".

Насколько увеличится пассажиропоток на местных маршрутах в связи с новыми рейсами, Селедцов оценить не смог. "Мы хотим вернуться к советским показателям по уровню авиаперевозок. В абсолютных цифрах не готов сказать - мы еще в стадии изучения и формирования маршрутной сети", - пояснил он. Однако отметил, что "люди потянутся", если "мы будем дотировать перевозки и цена билетов окажется доступной". По оценке транспортников, приемлемой "вилкой" можно считать пять-семь тысяч рублей за билет в одну сторону. В этом случае летать начнут пенсионеры и студенты, которые, по выражению одного из участников совещания, "сейчас у нас тяжело залетают и вылетают". И тогда можно ожидать роста потока в два раза. Объем субсидий для каждого маршрута будет определен отдельно, добавил Селедцов, но общую сумму, необходимую для компенсации перевозок по всем планируемым рейсам, не назвал.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 25 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Восточно-Сибирская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Министерство транспорта Российской Федерации, Ан-148, Федеральное агентство воздушного транспорта, Аэропорт, Юртаев Анатолий, Толоконский Виктор, L-410, Ангара (Angara), Восток, ВИМ-АВИА (VIM Airlines) (в процессе тестирования)