Источник: газета «Гудок»
Автор: Алексей Щеглов
Опубликовано: 26.10.2012, 14:41

Авиакомпании посадят за штурвал иностранцев

Дефицит летных кадров превратится в профицит


В Минтрансе и крупнейших авиакомпаниях намерены ликвидировать нехватку командиров воздушных судов и ведущих пилотов. Прием на работу зарубежных специалистов повысит безопасность полетов и поможет притормозить рост стоимости билетов для пассажиров.

Как сообщил заместитель министра транспорт Валерий Окулов, в ближайшие годы нехватка высококлассных пилотов может серьезно замедлить рост сегмента гражданской авиации.

По его словам, на текущий момент увеличение авиаперевозок составило 13,9% и по итогам 2012 года рост этого показателя ожидается на уровне 13,5%. Это значит, что в 2012 году будет перевезено 72,8 млн пассажиров против 64,1 млн в 2011 году (+18% к 2010 году).

Как напомнил Валерий Окулов, в 2012 году будет продолжен и расширен ряд правительственных программ, которые помогут увеличить пассажиропоток. В их числе программы по субсидированию перелетов с Дальнего Востока и по субсидирования региональных перевозок в ряде федеральных округов (на нее выделят 2,9 млрд рублей), запущена аналогичная пилотная программа в Поволжье и увеличено субсидирование перелетов из Калининграда.

Поэтому в правительстве ожидают дальнейшего увеличения пассажиропотока, что потребует наращивания самолетного парка и числа летчиков. Принятые ранее меры, в том числе, расширение набора в летные училища, принесут свой эффект. Однако цикл подготовки пилота составляет от 2,5 до 3 лет. "Ликвидировать нехватку летного состава получится не сразу. Но пока сохраняется дефицит пилотов - компании сметают с рынка кого ни попадя. К сожалению, почти все громкие катастрофы последнего времени связаны с элементарными нарушениями и низкой квалификацией пилотов. И чтобы исключить такие риски, надо перейти от дефицита к профициту летных кадров", - констатировал Валерий Окулов.

В Министерстве транспорта уже подготовили законодательные инициативы, которые снимут запрет на прием иностранных летных специалистов. "Это простые поправки. Они разработаны и будут внесены в 56 статью Воздушного кодекса и 115 ФЗ", - сообщил Валерий Окулов.

В авиакомпаниях поддержали эти предложения. "В России сейчас работает 14,2 тысячи пилотов. С учетом того, что в год по разным причинам увольняются 700 человек, требуется дополнительно набирать не менее 2600 летчиков в год. Но взять их сейчас не откуда, так как на рынке выбраны все резервы, в том числе из военной авиации", - заявил заместитель гендиректора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров.

В этой компании сейчас не хватает "квалифицированных командиров кораблей и подготовленных вторых пилотов". "Нагрузку на летный состав мы наращивать не можем и не хотим, поэтому единственный путь - увеличить набор кадров. Любой дефицит порождает рост цен. И в этом вопросе тоже есть экономическая составляющая: сегодня в России мы довели зарплаты пилотов до высоких и даже абсурдных величин, что в том числе, ведет к росту тарифов на билеты", - сказал представитель "Трансаэро".

За прием иностранных летчиков высказался и заместитель гендиректора "Аэрофлота" Игорь Чалик. В этой компании не хватает 140 командиров лайнеров A320.

Как считает Валерий Окулов, прием на работу иностранных специалистов, не приедет к снижению зарплат у летного состава, так как они зависят от числа налетов, которые "дальше увеличивать некуда". Зато повысятся требования к кандидатам на вакантные места. "Идеальная ситуация - когда пилотов больше, чем нужно. Тогда у авиакомпаний есть возможность выбора и не будет "блуждающих форвардов", которые после увольнения за допущенные нарушения на следующий день устраиваются в другую авиакомпанию", - сказал замминистра.

Эксперт авиационной отрасли Алексей Синицкий, считает эти меры разумными. "Это снимет остроту проблемы с кадрами. Пора устранить асимметрию, когда наши пилоты могут работать за рубежом, а иностранцы у нас - нет", - заявил "Гудку" эксперт. По его мнению, воспользоваться мировым кадровым ресурсом смогут в первую очередь наши крупнейшие перевозчики, которые уже сегодня предлагают достойные условия труда авиаторам.

"Практика покажет, снимут запрет временно или на постоянной основе, но сделать это могут достаточно быстро, так как инициатива исходит от правительства. Скорее всего, сначала иностранцы у нас будут работать вторыми и третьими пилотами, так как им понадобится выучить русский язык. Но набирать кадры из-за рубежа нужно, так как летчиков не хватает и сколько бы компании не договаривались, что они не будут друг у друга сманивать персонал, все равно эти договоренности не соблюдаются. При этом то, что перевозчики вынуждены значительно поднимать зарплаты пилотов, тоже является важным фактором, провоцирующим рост тарифов для пассажиров", - прокомментировал "Гудку" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Ранее представители Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации в беседе с корреспондентами Gudok.ru подтвердили, что многие успешные курсанты получают приглашения на работу в авиакомпании уже на 4-5 курсах. "В училище приезжают представители различных авиакомпаний, смотрят ребят, оценивают их уровень подготовки, знание английского языка. В результате некоторые, еще не успев выпуститься из вуза, знают, где они вскоре будут работать", - рассказали Gudok.Ru в училище.

Там также отметили, что большая проблема заключается в "утечке" подготовленных пилотов за границу - часть молодых специалистов практически сразу уезжает работать в иностранные авиакомпании. Вот и получается, что государство вкладывает немалые средства в профессиональную подготовку кадров, а они затем покидают страну. Впрочем, отмечают представители отрасли, проблема не в отсутствии патриотизма, а в том, что на сегодняшний день государство, увы, далеко не всегда готово участвовать в конкурентной борьбе и предоставлять специалистам сопоставимые с зарубежными условия работы.

В беседе с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько курсанты Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации признались, что представители авиакомпании регулярно наведываются к ним. "Агитируют в основном пятикурсников. Работу предлагают", - рассказали высокопоставленному чиновнику курсанты. "А чем заманивают?" - поинтересовался Александр Нерадько. "Зарплатой и социальным пакетом", - честно ответили будущие пилоты.

Огромной проблемой в авиаотрасли на сегодняшний день являются также низкие зарплаты преподавателей вузов, занимающихся подготовкой пилотов. С таким заявлением в рамках Международного авиатранспортного форума в Ульяновске, который состоялся в августе, выступил ректор Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации Сергей Краснов.

"К счастью, первый шаг уже сделан. В настоящее время средняя зарплата у пилота-инструктора повышена до 55 тысяч рублей. На следующий год она должна увеличиться до 100 тысяч рублей", - заявил Сергей Краснов. Кроме того, по его словам, в сентябре ожидается увеличение зарплаты у профессорско-преподавательского состава.

"Смотрите сами: сегодня пилот-инструктор получает 55 тысяч рублей, а курсант спустя 3-4 месяца после выпуска начинает зарабатывать в авиакомпаниях от 150 тысяч и выше. Естественно, никто из них не пойдет преподавать за эти деньги", - объяснил Сергей Краснов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 26 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Нерадько Александр, Пилот Ай Си, A320, Безопасность полетов, Синицкий Алексей, Столяров Дмитрий , Баранов Дмитрий, Краснов Сергей, Краснов Сергей, Окулов Валерий (в процессе тестирования)