Источник: газета «Гудок»
Автор: Алексей Щеглов
Опубликовано: 26.10.2012, 16:22

"Аэрофлот" станет национальным лоукостером

Компания видит большие перспективы на российском рынке по развитию этого направления


Как заявил сегодня генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Виталий Савельев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, компания готова создать национального бюджетного авиаперевозчика в течение года. Ряд поправок, которые позволят эффективно работать на этом направлении, уже подготовлен и может быть представлен в правительство и законодателям.

В начале встречи президент поинтересовался у Виталия Савельева экономическим "самочувствием" "Аэрофлота" и степенью удовлетворенности его работой авиапассажиров.

По словам гендиректора крупнейшего российского авиаперевозчика, компания стабильно удерживает рынок. "Мы выполняем ту стратегию, которая нам утверждена советом директоров. Мы должны к 2025 году войти в топ-5 европейских перевозчиков и в топ-20 мировых перевозчиков", - доложил Савельев.

Он упомянул, что компания удерживает лидирующие позиции в сервисе, что сегодня очень важно. Последние оценки IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) показывают, что в бизнес-классе "Аэрофлот" стал первым в Европе, а в эконом-классе добился второго места.

Кстати, индекс лояльности пассажиров, так называемый NPS, вырос на 8%. И нужно учитывать, что один процент роста этого индекса дает 15 миллионов долларов к доходу авиакомпании.

Плюс, в настоящее время одной из стратегических задач "Аэрофлота" является создание базе полученных от "Ростехнологий" активов первого в стране авиационного холдинга.

В целом, "Аэрофлот" стабильно чувствует себя экономически. "У нас загрузка кресел за девять месяцев выросла по сравнению с прошлым годом практически на 3%. Если у нас была загрузка кресел 76% в прошлом году, то в этом году - 79% практически. Один процентный пункт также дает нам доход около 2 миллиардов рублей. Это очень существенно", - рассказал Виталий Савельев.

Оставаясь в премиум-сегменте, "Аэрофлот" развивает и эконом-класс. В этой нише работают дочерние компании перевозчика, которые предоставляют услуги пассажирам на 25-30% дешевле, чем "Аэрофлот".

Далее он перешел ко второй теме встречи: речь пошла о выполнении поручения президента по созданию национального "лоу-костера".

Непременным условием для успешной реализации такого проекта является внесение ряда поправок в Воздушный кодекс и авиационные правила. Как сообщил генеральный директор Виталий Савельев, во-первых, в соответствие с мировой практикой необходимо внести запрет в Воздушный кодекс, статью 108, на продажу пассажирами обратно компании возвратных билетов. Пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он его не может вернуть. Это не только касается "лоу-костеров", но и обыкновенных перевозчиков, только в меньшем объеме.

Во-вторых, надо внести изменения в статью 56 Воздушного кодекса, которая запрещает привлекать на российские авиалинии пилотов - нерезидентов. Сейчас существует дефицит пилотов и компании вынуждены взвинчивать им зарплаты.

"Командир воздушного судна "Аэрофлота" получает сегодня 420 тысяч рублей в месяц. Это, за минусом налогов, - зарплата пилота авиакомпании Lufthansa. Но если у нас будет достаточно пилотов, и не будет дефицита, мы сможем реально регулировать условия", т - рассказал Виталий Савельев.

Он также отметил, что было бы желательно внести поправки в правила, что в лоу-косте пассажир должен за багаж платит 9сейчас плата за груз, начиная от 10 кг) и клиентов в рейсе можно не кормить.

Понадобится для развития low-coste сегмента и развитие отдельного аэропорта. Савельев предложил в для базирования российского бюджетного авиаперевозчика создать специальный аэропорт на базе существующих вокруг Москвы.
"Вокруг Москвы есть ряд аэропортов, которые могут базировать "лоу-костеров", потому что должны быть очень дешевые аэропортовые сборы", - пояснил он президенту.

"Создать такого перевозчика, мне кажется, было бы правильно, многие пассажиры пользовались бы наверняка этими рейсами. Они стали бы более приемлемыми, доступными по цене для целой группы граждан с небольшими доходами. Я думаю, что и для авиакомпании этот был бы большой плюс", - положительно отреагировал Владимир

В заключении глава "Аэрофлота" сообщил, что компания ратует за демонополизацию рынка международных перевозок и предлагает "начать с себя".

"Мы готовы отказаться от монополии на 34-х рейсах за рубеж. Если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям. Это несколько уменьшит наши прибыль и доходность, но мы считаем, что это снизит и тарифы", - сказал Виталий Савельев.

Отметим, что в Министерстве транспорта уже подготовили законодательные инициативы, которые снимут запрет на прием иностранных летных специалистов. "Это простые поправки. Они разработаны и будут внесены в 56 статью Воздушного кодекса", - сообщил Валерий Окулов.

В авиакомпаниях поддерживают эти новации. "В России сейчас работает 14,2 тысячи пилотов. С учетом того, что в год по разным причинам увольняются 700 человек, требуется дополнительно набирать не менее 2600 летчиков в год. Но взять их сейчас не откуда, так как на рынке выбраны все резервы, в том числе из военной авиации", - заявил заместитель гендиректора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров.

В этой компании сейчас не хватает "квалифицированных командиров кораблей и подготовленных вторых пилотов". "Нагрузку на летный состав мы наращивать не можем и не хотим, поэтому единственный путь - увеличить набор кадров. Любой дефицит порождает рост цен. И в этом вопросе тоже есть экономическая составляющая: сегодня в России мы довели зарплаты пилотов до высоких и даже абсурдных величин, что в том числе, ведет к росту тарифов на билеты", - сказал представитель "Трансаэро".

За прием иностранных летчиков высказался и заместитель гендиректора "Аэрофлота" Игорь Чалик. В этой компании не хватает 140 командиров лайнеров A320.

Как считает Валерий Окулов, прием на работу иностранных специалистов, не приедет к снижению зарплат у летного состава, так как они зависят от числа налетов, которые "дальше увеличивать некуда". Зато повысятся требования к кандидатам на вакантные места. "Идеальная ситуация - когда пилотов больше, чем нужно. Тогда у авиакомпаний есть возможность выбора и не будет "блуждающих форвардов", которые после увольнения за допущенные нарушения на следующий день устраиваются в другую авиакомпанию", - сказал замминистра.

Эксперт авиационной отрасли Алексей Синицкий, считает эти меры разумными. "Это снимет остроту проблемы с кадрами. Пора устранить асимметрию, когда наши пилоты могут работать за рубежом, а иностранцы у нас - нет", - заявил "Гудку" эксперт. По его мнению, воспользоваться мировым кадровым ресурсом смогут в первую очередь наши крупнейшие перевозчики, которые уже сегодня предлагают достойные условия труда авиаторам.

"Практика покажет, снимут запрет временно или на постоянной основе, но сделать это могут достаточно быстро, так как инициатива исходит от правительства. Скорее всего, сначала иностранцы у нас будут работать вторыми и третьими пилотами, так как им понадобится выучить русский язык. Но набирать кадры из-за рубежа нужно, так как летчиков не хватает и сколько бы компании не договаривались, что они не будут друг у друга сманивать персонал, все равно эти договоренности не соблюдаются. При этом то, что перевозчики вынуждены значительно поднимать зарплаты пилотов, тоже является важным фактором, провоцирующим рост тарифов для пассажиров", - прокомментировал "Гудку" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 26 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Савельев Виталий, Аэрофлот - российские авиалинии, A320, Аэропорт, Синицкий Алексей, Столяров Дмитрий , Баранов Дмитрий, Окулов Валерий, International Air Transport Association (IATA), Международная ассоциация воздушного транспорта (в процессе тестирования)