Источник: информационное агентство «ПРАЙМ»
Автор: Ольга Ждан
Опубликовано: 29.10.2012, 11:06

"Аэрофлот" согласился с либерализацией при условии увеличения для себя частоты полетов


ОАО "Аэрофлот решил показать пример другим авиакомпаниям и добровольно отказаться от монополии на 34 рейса за рубеж. Аналитики, опрошенные агентством "Прайм" отмечают, что авиакомпания лишний раз хотела напомнить, что она готова работать в конкурентной среде, но при соблюдении ее интересов.

"Мы либерализовали с вами рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у "Аэрофлота", есть монопольные направления на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример - мы готовы отказаться от монополии на 34-х рейсах за рубеж. И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям", - сказал гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.

Куда не полетит?

Как сообщил агентству "Прайм" источник в авиакомпании, "Аэрофлот" готов отказаться от монополии на выполнение регулярных рейсов из Москвы в Амстердам, Анталью, Бейрут, Белград, Бодрум, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Гавану, Дамаск, Дубай, Женеву, Каир, Карловы Вары, Коломбо, Копенгаген, Ларнаку, Луанду, Любляну, Мальту, Осло, Прагу, Сеул, Стамбул, Стокгольм, Тегеран, Улан-Батор, Хельсинки, Цюрих.

В списке также маршрут Москва-Хургада-Луанда.

Кроме того, из регионов авиакомпания готова отказаться от монополии на маршруты Екатеринбург-Париж, Самара-Прага и Минеральные Воды - Джидда, добавил источник.

Летать будут все

Минтранс РФ сообщал, что в 2012 году проведет переговоры с европейскими странами о либерализации межправительственных соглашений в области гражданской авиации. Речь идет об увеличении числа назначенных перевозчиков, городов и частоты полетов. Еще с советских времен на большинстве маршрутов назначенным перевозчиком является "Аэрофлот". Экс-министр транспорта РФ Игорь Левитин заявлял, что позиция министерства состоит в том, чтобы на каждом международном направлении должно быть минимум два назначенных перевозчика, это необходимо для того, чтобы цены на билеты были ниже.

Самые привлекательные направления - Франция и Италия уже поделены, на подходе Чехия ряд других европейских стран.

При этом авиакомпании не на шутку борются за маршруты, и не обходится этот процесс без скандалов.

ОАО "Трансаэро" , вторая по объему перевозок авиакомпания в РФ, весной добивалась от Росавиации восстановления допуска к выполнению ряда чартеров в Италию. Ситуация потребовала вмешательства властей РФ. Позднее авиационные власти России и Италии договорились назначить второго авиаперевозчика в Рим и Милан, которым и стала авиакомпания "Трансаэро" со стороны России.

При этом заявки на эти направления подали более 15 авиакомпаний. В Росавиации отмечали, что спрос со стороны авиакомпаний был ажиотажным.

Без скандалов не обошлось и "деление Франции". Опять же "Трансаэро" была назначена вторым перевозчиком на линии Москва-Париж. Авиакомпания хотела стать второй и на линии Москва-Ницца, однако вторым назначенным перевозчиком стала "дочка" "Аэрофлота" - ОАО "Россия". "Трансаэро" была крайне недовольна таким решением авиавластей.

Цена отказа

Аналитики затруднились оценить во сколько "Аэрофлоту" выйдет отказ от направлений. При этом они отметили, что либерализация маршрутов уже происходит и самые маржинальные направления - Италия и Франция уже либерализованы.

"По сути, Савельев не предлагает, а соглашается с уже реализуемой политикой правительства по демонополизации маршрутов. При этом Савельев просит увеличить частоту полетов "Аэрофлота" по направлениям, куда придут конкуренты. Таким образом, с учетом благоприятного долгосрочного прогноза роста воздушного трафика "Аэрофлот" сможет нарастить выручку, благодаря чему авиакомпания в долгосрочной перспективе сможет компенсировать падение прибыльности увеличением объема перевозок", - считает аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.

Аналитик из "Открытия" Ирина Ступаченко также отметила, что "Аэрофлот" и так лишится монопольных прав на все маршруты, даже если он будет против, поскольку решение уже давно согласовано на уровне правительства.

"Прежде всего, надо понимать, что основные, наиболее маржинальные для "Аэрофлота" направления уже либерализованы, я имею в виду Италию и Францию. Причем, до их либерализации "Аэрофлот" не заявлял, что готов добровольно отказаться от монополии на этих направлениях. Важно, что компания сразу уточнила, что она будет поддерживать массовую либерализацию только при условии выделения ей дополнительных частот. Теперь потери будут не велики, но подсчитать сложно, так, как неизвестно, сколько дополнительных частот дадут "Аэрофлоту", - говорит аналитик RMG Елена Садовская.

Сейчас, когда речь идет о второстепенных по значимости и ценовой категории направлениях, перевозчик может себе позволить сделать такое заявление, считает она.

По словам Садовской "Аэрофлот" еще раз хотел напомнить, что компания самодостаточна, несмотря на госучастие.

"Аэрофлот" - член глобального авиационного альянса Sky Team, базируется в московском аэропорту "Шереметьево". Маршрутная сеть насчитывает более 983 пунктов в 178 странах мира. Перевозчик располагает одним из самых молодых парков в Европе. Авиакомпания по итогам 2011 года перевезла более 14 миллионов пассажиров. Основным акционером авиакомпании является государство в лице Росимущества (51,17%), структурам бизнесмена Александра Лебедева принадлежит около 15% акций.

Чистая прибыль группы "Аэрофлот" по МСФО в первом полугодии 2012 года составила 7,1 миллиона долларов, выручка - 3,614 миллиарда долларов, показатель EBITDA - 247,5 миллиона долларов.

"Аэрофлот" к 2025 году планирует войти в топ-5 европейских перевозчиков и в топ-20 мировых авиаперевозчиков.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 октября 2012 года | Дайджест публикаций за 29 октября 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Савельев Виталий, Левитин Игорь, Министерство транспорта Российской Федерации, Аэрофлот - российские авиалинии, Авиационная компания "Трансаэро", Рожков Андрей, ТРАНСАЭРО (Transaero Airlines), Аэрофлот (Aeroflot) (в процессе тестирования)