О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

80 лет назад в Новосибирске "встал на крыло" завод имени Чкалова

Изначально там не собирались строить самолеты. Но все изменилось в 1936 году…

Здесь будет завод! Но какой?..

История знает немало удивительных и радикальных перемен, благодаря которым наш город стал тем, чем стал. Например, у нас существовал Новосибирский автомобильный завод, который затем превратился в НЗХК. Однако в летописи столицы Сибири можно найти и более интересную трансформацию. Новосибирск начинался с железной дороги, но со временем для молодого города не менее важной стала авиация. Но поначалу о ней никто не помышлял, ведь на территории нынешнего Дзержинского района в далеких 1930-х годах строился совершенно другой завод…

- В июле 1931 года был заложен первый камень в строительство завода горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, - так начинают рассказ о своей истории в НАПО имени В. П. Чкалова. - Но спустя пять лет, в 1936 году, решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод № 153. А 23 октября 1937 года предприятие уже начало производить самолеты.

Авиазавод сразу же начал показывать отличные результаты - первый освоенный в Новосибирске самолет, легендарный истребитель И-16, был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937 года. И с 1938 по 1940 год заводчане передали на вооружение Красной армии более 600 самолетов. Именно на И-16 Валерий Чкалов впервые в мире выполнил восходящий штопор. А когда Валерий Павлович погиб, по просьбе коллектива новосибирскому авиазаводу было присвоено его имя, а позже установлен и памятник летчику.

Крещение войной

И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. Войны, которая навеки прославила завод имени Чкалова. К 1941 году в Новосибирске уже выпускался истребитель ЛаГГ-3, а позже у нас начали делать боевые машины Як.

- В Новосибирске, куда мы с матерью переехали после начала войны, самолетов хватало. Громадный авиационный завод им. В. П. Чкалова выпускал истребители конструкции Яковлева, и в хорошую погоду над городом гудело небо, везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки, даже выполняли фигуры пилотажа, - писал в своих воспоминаниях Борис Орлов, в те годы бывший еще мальчишкой, а затем ставший известным летчиком-испытателем. - Видимо, в военное время не очень-то придерживались правила, запрещающего пилотаж над населенными пунктами. А я и мои друзья, Алька и Васька, во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двухэтажного дома - все поближе к небу, - жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики…

А истребители собирали такие же мальчишки и девчонки, только чуть постарше. С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и производство легло на плечи женщин и 12 - 14-летних подростков, составивших более 70% коллектива завода. Они работали не покладая рук, и это не просто красивое выражение, а суровая правда…

- К концу 1941 года завод выпустил первую партию истребителей Як-7 (21 самолет), а за 1942 год было построено 2211 машин, - гласит летопись НАПО имени В. П. Чкалова. - Такие результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков, а то и сотен раз. За день на заводе собирали по 28 - 30 истребителей.

Родина Ан-2, или От пропеллеров - к турбинам

В Великую Отечественную войну 153-й авиазавод вошел под лозунгом "Полк в день". 36 тысяч Яков было построено в СССР с 1941 по 1945 год, и практически каждый второй из них был произведен в Новосибирске. С окончанием войны появились и другие задачи. 31 мая 1946 года на авиазаводе имени Чкалова было создано опытно-конструкторское бюро № 153 под руководством Олега Антонова, а 31 августа 1947 года в воздух впервые поднялся легендарный Ан-2. Но гражданская история завода продлилась недолго - в 1952 году КБ Антонова перевели в Киев, и чкаловцы вновь стали заниматься сугубо военными самолетами.

Уже в 1947 году завод перешел на производство реактивных истребителей - сначала МиГ-15, затем МиГ-17. А потом началось сотрудничество новосибирского авиапредприятия с ОКБ Сухого, продолжающееся и по сей день. Су-9, Су-11, Су-15, Су-24 - все эти грозные боевые машины имели новосибирское происхождение.

- В качестве памятных образцов у нас хранятся многие самолеты, которые собирались на предприятии, - рассказали "Комсомолке" в НАПО имени В. П. Чкалова. - В частности, это реактивные истребители Су-17, Су-24, МиГ-17, Як-28. Еще два - Су-9 и макет И-16 - мы отдали в детский лагерь "Чкаловец", там они находятся и по сей день.

В трудные 1990-е годы в Новосибирске начали собирать многофункциональный истребитель Су-34. Параллельно в рамках конверсии выпускались двухмоторные грузопассажирские самолеты региональных линий Ан-38 в разных модификациях. Машина получилось вполне удачной, но массовое производство наладить, увы, не удалось.

С Новосибирском связан и амбициозный проект холдинга "Сухой" - региональный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Чкаловцы принимают участие в его создании, а Сибирский научно-исследовательский институт авиации проводил испытания самолета, история которого складывается весьма непросто... Но, несмотря ни на что, новосибирское слово в авиационной промышленности страны все еще остается веским. И мы лишь можем пожелать, чтобы впредь НАПО им. В. П. Чкалова становилось только сильнее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка