О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В московских аэропортах работают несертифицированные заправщики

Большинство топливозаправочных комплексов в московских аэропортах не имеют всех необходимых сертификатов

Призыв Федеральной антимонопольной службы (ФАС) развивать конкуренцию на рынке топливозаправочных услуг в аэропортах споткнулся о неожиданный административный барьер. Выяснилось, что большинство топливозаправочных комплексов (ТЗК) в московских аэропортах не имеют всех необходимых сертификатов, то есть работают с нарушением правил.

Обеспечение авиакомпаний авиатопливом - достаточно привлекательный бизнес, получить доступ на этот рынок пытаются все крупные нефтяные компании. Общей практикой стала аффилированность ТЗК с аэропортами, что неоднократно вызывало раздражение ФАС. В середине октября руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев заявил, что ведомство совместно с Минтрансом и Минэкономразвития готовит законодательную базу для развития альтернативных ТЗК. Предполагается, что все аэропорты, которые обслуживают больше 1 млн пассажиров в год, будут иметь как минимум два ТЗК, а аэропорты с пассажиропотоком свыше 5 млн человек - не менее трех заправочных комплексов.

Обзавестись дополнительными ТЗК, с точки зрения ФАС, не мешало бы и московским аэропортам. Несмотря на то что в каждом из них зарегистрировано три-четыре топливозаправочных комплекса, не все они обладают нужными для работы сертификатами. Например, все ТЗК должны зарегистрировать свои тарифы в Центре регистрации тарифов (ЦРТ) при Транспортной клиринговой палате, а потом сертифицировать свои емко­сти согласно требованиям Федеральных авиационных правил (ФАП) и получить право работать на перроне аэропорта.

По данным ЦРТ, в аэропорту Шереметьево свои тарифы зарегистрировала лишь одна компания - ЗАО "ТЗК Шереметьево". По сведениям Росавиации, у этой компании есть сертификат (ФАП 89) на хранение и реализацию авиатоплива, но отсутствует разрешение на аэродромное обеспечение полетов (ФАП 121). Работать на перроне в этом аэропорту, согласно данным Росавиации, может другая компания - "Газпром­нефть-Аэро", но у нее, в свою очередь, нет сертификата на непосредственную работу ТЗК. В марте этого года дочерняя структура "Газпром нефти" заявила, что готова работать, и даже провела презентацию своего альтернативного ТЗК.

Похожая ситуация сложилась во Внуково: по сведениям ЦРТ, здесь работают ЗАО "Авиационно-заправочная компания" и ЗАО "Топливо-заправочный сервис". В Росавиации рассказали, что обе компании имеют сертификаты по ФАП 89, но не получили доступ на перрон.

В аэропорту Домодедово ЦРТ зарегистрировал сразу четыре ТЗК: ЗАО "Домодедово джет сервис", ЗАО "ТЗК ДМД", ЗАО "Домодедово Фьэл сервис" и ЗАО "Шелл и Аэрофьюэлз". Только два последних оператора, по данным Рос­авиации, получили все необходимые сертификаты.

Официальный представитель аэропорта Внуково сообщил РБК daily, что ему известно о том, что ТЗК не имеют сертификатов на работу на перроне, однако эту работу сейчас выполняют сертифицированные по ФАП 121 службы самого аэропорта. По его словам, в начале октября это нарушение выявила комиссия Ространснадзора, но на прошлой неделе она отказалась от своих претензий.

Официальный представитель Шереметьево заверил, что "ТЗК Шереметьево" "в ближайшее время получит необходимый сертификат Росавиации". "На период оформления этого сертификата работа на перроне аэропорта Шереметьево проводится на оборудовании ОАО "МАШ", - отметил он.

Генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп" (у компании сеть из 17 альтернативных ТЗК) Владимир Спиридонов говорит, что существующая система сертификации запутанна и фактически оберегает аэропорты от появления конкурирующих заправщиков. Возможно, ФАС удастся разорвать этот замкнутый круг, надеется г-н Спиридонов.

Руководитель Центра воздушного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Олег Аксаментов считает, что создание альтернативных ТЗК не входит в полномочия ФАС или Минтранса. А вот в ситуацию с сертификацией заправщиков ФАС могла бы вмешаться, уверен эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка