Газета.Ru
2 ноября 2012, 09:55
Дешевый ненужный танкер
"Рособоронэкспорт" потерял в Индии четвертый крупный заказ. Европейский самолет-танкер A330MRTT обошел российский Ил-78МКИ в тендере на поставку шести машин, несмотря на то что предложение России было гораздо дешевле
Российский самолет-заправщик Ил-78МКИ проиграл конкурс на поставку шести топливозаправщиков для Военно-воздушных сил Индии. Об этом сообщает Defense News со ссылкой на официальных представителей Минобороны Индии. Победу в конкурсе одержал танкер A330MRTT производства концерна Airbus.
Стоимость контракта - около $1 млрд. И это второй миллиард, который потеряли российские авиапроизводители в Индии за последнюю неделю. Вертолет Ми-26Т2 проиграл американскому CH-47F Chinook.
Индийские ВВС уже используют шесть воздушных танкеров (получили в 2003-2004 годах), но планируют купить еще двенадцать. Шесть из них, как теперь стало известно, будут европейские A330. По поводу еще шести машин решение пока не принято. Источник Defense News в Минобороны Индии пояснил, что возможны два варианта: новый тендер или же повторный заказ получит победитель нынешнего - Airbus.
Непосредственные заказчики танкера - ВВС Индии - предпочли европейскую машину еще в 2006 году, но тем не менее победителем был объявлен российский самолет. Причиной выбора Ил-78, как пояснило министерство финансов Индии, стала низкая цена предложения. Однако спор на этот счет между ведомствами привел к отмене итогов конкурса, он был объявлен вновь. О своем участии в новом тендере заявили помимо Airbus и "Рособоронэкспорта" Boeing, Lockheed Martin и украинский "Антонов". В 2010 году все варианты, кроме европейского и российского самолетов, были отсеяны.
Испытания Ил-78МКИ и A330MRTT завершились в начале 2012 года. В начале октября на специальной церемонии были вскрыты конверты с коммерческими предложениями от "Рособоронэкспорта" и Airbus. Базовая цена Ил-78 была ниже, чем у A330, приводит Defense News данные источника (конкретные цифры он не раскрывает), но сыграли роль будущие эксплуатационные расходы - топливо и обеспечение запчастями. В дополнение к сниженному потреблению топлива у модели Airbus повышена максимальная крейсерская высота, а самолет уже оснащен необходимой авионикой, сообщил представитель ВВС Индии.
Военно-воздушные силы планируют разместить танкеры на базе Panagarh в штате Западная Бенгалия на востоке Индии. Планируется, что машины будут использоваться для заправки многоцелевых истребителей Су-30МКИ. Но не исключено, что заключение контракта с Airbus может не состояться и на этот раз. "Предложение "Рособоронэкспорта" было дешевле, чем у Airbus, - говорит источник "Газеты.Ru" в оборонпроме. - И если стоимость послепродажного обслуживания действительно повлияла на итоги конкурса, то это может стать основанием для его пересмотра".
"Этот параметр не был включен в официальные условия тендера, и оба участника не делали своих официальных предложений на этот счет", - утверждает источник.
В "Рособоронэкспорте" итоги тендера не комментируют. "Официального извещения пока нет", - пояснили в компании.
В середине октября командующий ВВС маршал Н.А.К. Брауни в рамках празднования 80-летия ВВС Индии подтвердил, что решение по топливозаправщику будет принято в ближайшие недели, но источник авиационного портала AINonline тогда уточнил, что в предыдущем конкурсе по танкерам расходы жизненного цикла не рассматривались, а теперь "они будут ключевым фактором". "И велика вероятность того, что A330MRTT победит русского конкурента", - пояснил чиновник на условиях анонимности.
Старых топливозаправщиков уже нет, новых - еще нет, напоминает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. "Предлагать, по сути, нечего было", - считает он. В России есть проект самолета-топливозаправщика на базе Ил-76МД-90А (изделие-476), но цена его вряд ли удовлетворила бы иностранного заказчика. Макиенко напоминает, что Минобороны России недавно заключило контракт с "Объединенной авиастроительной корпорацией" на 39 самолетов Ил-76МД-90А стоимостью 140 млрд рублей.
То есть примерно 3,6 млрд рублей, или $107 млн за самолет. С учетом экспортной надбавки цена для внешнего рынка будет неконкурентоспособной, считает Макиенко.
Стоимость A330MRTT не раскрывается, но в мае 2012 года, когда Airbus заключил контракт на поставку этих машин австралийским ВВС, сообщалось, что один самолет стоит около $212 млн.
Брауни в октябре сообщил, что Минобороны Индии близки к заключению контрактов на 22 вертолета AH-64D Apache производства корпорации Boeing. Эти машины индийские военные предпочли российским Ми-28НЭ "Ночной охотник" (итоги конкурса были подведены осенью 2011 года, цена контракта - около $1,4 млрд). Поставки американских машин начнутся в течение трех лет после подписания документов.
В то же время маршал Брауни отметил, что в ВВС довольны работой российских военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, введенных в боевой состав ВВС Индии в начале 2012 года. В 2008 году Индия и Россия подписали соглашение о поставке 80 вертолетов Ми-17 (контракт на $1,34 млрд). Полностью выполнить условия контракта и поставить все машины Россия планирует к 2014 году. "Надеемся добавить еще 50 машин (к тем четырем эскадрильям, которые уже есть у Индии. - "Газета.Ru")", - сказал командирующий ВВС на праздновании 80-летия войск.
Источники AINonline уточняли, что контракт на поставку еще 50 вертолетов Ми-17 будет подписан 1 ноября - во время визита Владимира Путина в Индию. Но визит президента России перенесен на более поздний срок.
Вместо заключения этого контракта к ноябрю российские вертолетостроители получили другую новость: индийские военные предпочли тяжелому вертолету Ми-26Т2 вертолет CH-47F Chinook производства Boeing (стоимость контакта на 15 машин - примерно $1 млрд). Об этом в конце октября со ссылкой на источник в Минобороны Индии сообщила газета The Times of India. Позднее военное ведомство подтвердило, что решающую роль сыграла стоимость исполнения заказа: Boeing смог предложить более дешевый вариант с точки зрения как прямых затрат на приобретение вертолетов Chinook, так и эксплуатационных расходов в течение жизненного цикла машин.
До конца года, по словам командующего ВВС Индии, должны быть приняты решения по ряду других закупок, в частности ВВС планируют приобрести дополнительную партию из 40 российских истребителей Су-30МКИ на сумму $3,77 млрд.
Завершаются переговоры и с победителем тендера, где российский МиГ-35 и американские F-16 и F/A-18 проиграли французскому истребителю Dassault Rafale. ВВС Индии планируют получить по меньшей мере 126 этих многоцелевых истребителей на общую сумму более $10 млрд.
"За последнее время российская техника проиграла в Индии четыре крупных тендера, - говорит Макиенко. - По разным причинам. Но выбор индийских военных говорит о том, что сформирован общий принцип: Минобороны Индии уходит в более высокие по уровню технологий проекты. Индия готова платить, но за более сложные, современные системы"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции