О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минобороны отказалось от самолета-амфибии А-42

Военное ведомство подтвердило приостановку финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева

Военно-морской флот России отказался от проекта нового самолета-амфибии А-42 дальнего радиуса действия. По информации "Известий" из главкомата ВМФ, военное ведомство подтвердило приостановку финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) имени Бериева.

Фактически это означает закрытие всего направления реактивной амфибийной авиации в России.

- Финансирование по проекту амфибии остановилось еще в 2011 году. Проблема в том, что бериевцы до сих пор не отчитались об уже профинансированных работах, и мы не знаем даже предварительные результаты, - подчеркнул собеседник "Известий".

А-42 - это военный аналог известного нынче самолета МЧС Бе-200, с которого тушат лесные пожары. Договор на разработку поисково-спасательной версии амфибии военные и ТАНТК заключили еще в 1988 году, однако работы не завершены спустя четверть века, а теперь вряд ли завершатся.

Однако представитель ТАНТК на условиях анонимности заявил "Известиям", что в целом они готовы продолжить работу над проектом.

- В нашей жизни все возможно, только нужно создать определенные условия. Весь мир работает в условиях кооперации, все это можно сделать - весь мир так делает, - сказал он, правда, не стал развивать свою мысль.

В 2006 году ТАНТК представил первые прототипы самолета и отчитался за ряд НИОКР. Минобороны поначалу удовлетворилось увиденным и заключило новый договор на НИОКР в размере 242 млн рублей. Однако в 2010 году военное ведомство посчитало проект бесперспективным, и в начале следующего года прекратило финансирование.

Более того, Минобороны подготовило иск на ТАНТК в арбитражный суд, потребовав взыскать неустойку в 21 млн рублей за невыполненные работы. 28 ноября этого года суд рассмотрел иск и постановил взыскать с завода-производителя 10 млн рублей.

В перспективном плане гособоронзаказа значится, что до 2015 года в строй должны вступить пять А-42, чтобы заменить устаревшие Бе-12. Правда, морские летчики считают, что проект А-42 проигрывает действующим амфибиям.

- Не знаю, как военный, но Бе-200 у МЧС неудачный. Машина очень прихотлива в обслуживании. Для текущего ремонта техникам очень трудно подобраться к внутренним узлам двигателя, так как он оборудован защитой от воды. Скорость захода на посадку очень высока, и требуется постоянно следить за корпусом, чтобы не получить динамический удар. Кроме того, при взлетах и посадках требуется слишком много топлива, - говорит один из пилотов.

Он добавил, что у Бе-200 есть одно неплохое качество - объем перевозимой воды до 12 куб/м. Но это меньше почти вдвое, чем у канадской турбовинтовой амфибии CL-315, при этом расход топлива и стоимость обслуживания - больше. В этом сотрудники МЧС убедились на тушении прошлогодних пожаров в Греции, где оба типа самолетов работали сообща.

Военный историк, автор книг по военно-морскому флоту Максим Токарев напомнил "Известиям", что весь мир, кроме Японии и Китая, отказался от больших амфибий из-за множества технических проблем, низких характеристик и высокого расхода топлива. В приближенных к российским климатических и гидрографических условиях американцы и канадцы используют большие поисково-спасательные вертолеты.

- Для экипажей терпящих бедствие судов у патрульных самолетов берегового базирования всегда есть коллективные средства спасения в виде самораскрывающихся плотов с комплектами питания и медикаментов, чтобы дождаться эвакуации вертолетами. Так что самолеты-амфибии не нужны, - считает эксперт.

Контр-адмирал запаса Владимир Захаров не согласен с Токаревым.

- Первая советская амфибия Бе-12, созданная еще в 1960-е годы, оказалась очень хорошей и полезной машиной, и служит до сих пор. В поисково-спасательных миссиях класс амфибий незаменим благодаря их радиусу действия, превышающий радиус вертолетов, - сказал адмирал "Известиям".

Согласно первоначальному заказу, А-42 был сугубо спасательным самолетом. В 2008 году ТАНТК и Минобороны решили сделать его универсальными - транспортными, спасательными и противолодочными. Для этого в проект фюзеляжа внесли изменения, поместив все специальное оборудование противолодочной и спасательной версии в транспортные контейнеры на колесиках, чтобы можно было закатывать в грузовой отсек. В зависимости от поставленных задач, контейнеры могли меняться. Вообще без контейнеров машина представляла собой транспортный вариант....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка