О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Виктор Толмачев: "Нам нужен серьезный рывок"

Виктор Толмачев, технический директор ГрК "Волга-Днепр", в интервью обозревателю журнала "Взлет" Артему Кореняко рассказал, за счет каких технических решений "Руслан" еще долгое время может оставаться на знятых позициях и зачем нужна его модернизация

Согласно статистике ГрК "Волга-Днепр" за последние десять лет годовой налет Ан-124 увеличился более чем в два раза. Для того чтобы воспользоваться услугами самого большого серийного транспортного самолета в мире надо отстоять немалую очередь. Вместе с тем, по ряду параметров к тридцатилетию своего первого полета машина практически достигла максимума возможностей в вопросах соответствия перспективным международным требованиям. Виктор Толмачев, главный конструктор Ан-124, а ныне — технический директор ГрК "Волга-Днепр", в эксклюзивном интервью обозревателю журнала "Взлет" Артему Кореняко рассказал, за счет каких технических решений "Руслан" еще долгое время может оставаться на занятых позициях и зачем нужна его модернизация.

Виктор Ильич, в декабре исполняется 30 лет первому полету Ан-124. За счет чего "Руслану" удается соответствовать современным реалиям эксплуатации воздушных судов?

"Руслан", как всякий прорывной проект, существенно обогнал время. А главное - он дал возможность возить уникальные моногрузы массой до 150 т и габаритами до 6x4x35 метров. Именно это создало новое направление на рынке грузовых перевозок - авиационную промышленную логистику.

Жизненный цикл сегодняшнего парка Ан-124-100 составляет 40-50 лет, и они долетают до 2025-2030 гг., но при одном условии - постоянной модернизации. Ведь требования ICAO по УВД, взаимодействию с землей, экологии, безопасности полетов все время растут и ужесточаются. Это - нормальный процесс, и все машины совершенствуются: достаточно посмотреть хотя бы на семейство Boeing 747, которое прошло путь от первой модели (747-100) до нынешней 747-8.

Так и мы, вместе с фирмой "Антонов" уже 20 лет модернизируем гражданскую версию Ан-124-100 и за эти годы внедрили около 20 главных изменений конструкции и около 350 — второстепенных. Специалистам понятно, о чем речь. Сегодня мы почти на 100% соответствуем западным требованиям. А что будет завтра…

Но есть два принципиальных момента в этом процессе.

Первый - это переход количества в качество. Дальнейших 20 или 30 главных изменений на "Руслан" в его сегодняшнем статусе уже почти невозможно внедрить. Настает время, если можно так выразиться, "евроремонта". Т.е. старую технику уже просто так не нарастишь. Нужны принципиальные изменения, особенно в радиоэлектронном оборудовании.

Второй - это более чем 20-летнее отставание России и СНГ от Запада в области авиации. Наша авиация разорвана на части как по бывшим республикам СССР, так и по госкорпорациям. Нет у нас Министерства авиапромышленности, как было в СССР. Нет стратегии нет управления, нет материальной базы, и главное - кончились или кончаются кадры.

Посмотрите, Boeing сделал качественный шаг в модернизации своего 747 еще в начале 90-х, перейдя на цифровой борт и "стеклянную кабину" и выпустив 747-400. Вот эти два шага - перейти в новое качество и перепрыгнуть 20 лет отставания нам необходимо сделать. Иначе через 5-7 лет нас просто не будут пускать летать по миру, как это в свое время произошло с Ил-76.

В чем суть позиции ГрК "Волга-Днепр"?

Давайте посмотрим на реалии. Сегодня имеющийся парк Ан-124-100 летает по своему ресурсу может долетать до 2025-2030 гг. При условии, что мы модернизируем бортовое радиоэлектронное оборудование и двигатели. И мы стараемся это сделать - уже заключили необходимые договора с ГП "Ивченко-Прогресс" и АО "Мотор-Сич" по модернизации двигателя Д-18Т серии 3 в серию 3М.

Но вот с ГП "Антонов" нам пока договориться не удается. Почему - не знаю, но у эксплуатантов ("Волга-Днепр") и разработчиков (ГП "Антонов") — разный подход, и единства мнений пока не достигнуто. Есть целый ряд проблем и спорных вопросов. Но, думаю, договоримся …

Ну хорошо - это существующий парк. Он же кончится, как Вы говорите к 2030 г. А дальше?

Банальная истина - все рано или поздно кончается. Так и Ан-124-100. Кончились же "Жигули" ВАЗ-2101 и т.п. Очевидно - нужны новые разработки. Вот в США есть Boeing 787, в Европе Airbus A380. А у нас?

Нужен выход на новый технический уровень, хотя бы до уровня тех же Boeing 747-8 или А-380. У нас "засветился" термин - "запуск в новое серийное производство Ан-124". Я не согласен - это должен быть новый самолет. Прикиньте временные циклы - разработка лет 10, запуск в производство и само производство — тоже лет 10. Летный ресурс такого самолета - около 40 лет. Вот и получается, что первые серийные самолеты должны долетать до 2070-го, а крайние — и вовсе до 90-х гг. этого столетия. Значит техническое лицо этого самолета должно соответствовать как минимум 2040-2050-м гг. Кто у нас знает, каким оно должно быть в эти годы?! А у нас даже своего КБ по грузовой авиации нет, не говоря уже о таких перспективных исследованиях.

Как-то я сравнил характеристики Boeing 747-8 и Ан-124. Некоторые стали возражать, что это "некорректно". Да, это разные самолеты, но простая логика говорит, что Boeing 747-8, самолет выпуска 2012 г., в техническом плане в 1,5 раза эффективнее Ан-124-100 выпуска 1992г. Что же будет в 2050 г.? Мы с президентом нашей Группы компаний "Волга-Днепр" Алексеем Исайкиным давно занимаемся этим вопросом.

В 2005-2007 гг. "Волга-Днепр", ГП "Антонов", "Авиастар-СП", ГП "Ивченко-Прогресс", "Мотор-Сич", под руководством Генерального конструктора П.В. Балабуева (светлая память!) провели исследования и разработали бизнес-план модернизации и запуска в серийное производство нового проекта тяжелого рампового грузового самолета. С тех пор поступило много предложений - Ан-124-100-150, Ан-124-100М, Ан-124-111, Ан-124-200, Ан-124-300…

Кто только не критиковал этот ,бизнес-план и эти предложения, но в 2008г. фирма Ernst&Young провела свою работу и подтвердила все параметры. Вот уж, действительно, нет пророков в своем отечестве! Нам нужен самолет с новыми характеристиками, близкими или лучшими, чем у проекта Ан-124-300, технические требования к которому мы подписали с ГП "Антонов" еще в 2009 г.

Однако - это 2007-2008гг., а воз и ныне там. С тех пор прошла уже почти следующая пятилетка, а время неумолимо. Пришла пора пересмотреть и эти данные. Появился Boeing 747-8, появился А380. Надо догонять, иначе мы так и застрянем в технологиях 70-80-х гг. прошлого века…

Когда будет подписан контракт с ОАК?

В свое время мы официально заявили ОАК, что если будет запущено новое серийное производство самолетов с техническими характеристиками, близкими к варианту Ан-124-300, то мы готовы приобрести 40 самолетов. Направили официальную бумагу и технические требования. Технические требования подписаны в ГП "Антонов", но не утверждены ОАК. Договора нет… Положите нам их на стол и напишите, что первый самолет появится в таком-то году. Если он появится не позже 2020 г., нас это устроит. Но если к производству приступят через 20 лет, то будет уже поздно. Если технические характеристики не будут соответствовать нашим, то тоже не надо. Вместе с тем, мы всегда готовы идти на какие-то компромиссы. Но программа находится без движения уже несколько лет. Думаю, что в этом и следующем году ничего также не произойдет, если не будет радикальных шагов.

Ничто не вечно под луной, и надо разрабатывать новые проекты, по-настоящему новые. Только здесь залог движения. А застой и разруху в авиации мы уже переживаем больше 20 лет. Сегодня почему-то считается, что все определяет "рынок". В области производства сосисок и одежды это может и так, но в технически сложных областях, требующих концентрации на государственном уровне умов, ресурсов, технологий - не всегда. Сначала человечество создавало нечто новое, а потом образовывался рынок.

Точно так же сначала появился Ан-124, а потом рынок уникальных грузовых перевозок. Ан-124 - это лебединая песня СССР (а не только Украины, как некоторые сейчас заявляют). Три академии наук, 15 институтов, 50 конструкторских бюро, десятки заводов - это "Руслан", давший затем возможность построить и единственный экземпляр самого большого в истории авиации самолета - Ан-225 "Мрия".

Уверен: объединимся - повторим это на новом уровне!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка