О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Поездом или самолетом? Министры решают, кого поддержать из бюджета

В скором времени система субсидирования государством пассажирских перевозок железнодорожным и воздушным транспортом может в корне измениться. Минэкономразвития предлагает отбирать для госсубсидий приоритетный вид транспорта на каждом отдельном маршруте

В скором времени система субсидирования государством пассажирских перевозок железнодорожным и воздушным транспортом может в корне измениться. Минэкономразвития предлагает правительству отказаться от поддержки конкретных компаний, к примеру РЖД, и отбирать для госсубсидий приоритетный вид транспорта на каждом отдельном маршруте. Это может привести к перераспределению бюджетных потоков в пользу авиации.

В распоряжении РБК daily оказалось письмо Минэкономразвития (МЭР) от 24 декабря первому вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором ведомство по поручению правительства представило сравнительный анализ перевозок пассажиров воздушным и железнодорожным транспортом. Министерство сравнило десять маршрутов различной протяженности, по результатам чего сделало вывод о необходимости кардинально изменить действующую систему субсидирования авиа- и железнодорожного сообщений. "Одним из возможных вариантов может стать, к примеру, поддержание государством лишь определенного вида транспорта на конкретном маршруте", - следует из письма МЭР. Эта мера позволит сократить бюджетные расходы и поддержит транспортную мобильность населения, уверены в ведомстве.

На сегодняшний день себестоимость перевозок по железной дороге составляет 1-1,2 руб./место-км для плацкартных вагонов и 1,3-1,8 руб./место-км для купейных, в то время как в авиационном сообщении - 1,5-6,2 руб./место-км, посчитали в МЭР. Железнодорожный транспорт имеет явный приоритет перед авиакомпаниями только на маршрутах протяженностью до 700 км. На расстоянии свыше 2 тыс. км ситуация кардинально меняется: при достаточном пассажиропотоке и наличии нескольких конкурирующих авиакомпаний железнодорожный транспорт уступает авиаперевозчикам в эффективности или цене. Для принятия окончательного решения МЭР предлагает провести анализ всей маршрутной сети с привлечением ведущих транспортных компаний, в том числе РЖД и "Аэрофлота".

РЖД сообщили РБК daily, что одобряют предложенную МЭР инициативу, поскольку это единственный способ развития авиа- и железнодорожного сообщения. В условиях острой нехватки финансирования железнодорожных перевозок пассажиров государство должно самостоятельно формировать заказ на перевозку пассажиров и в том числе определять те или иные регулярные сообщения по маршруту, пояснили свою позицию в монополии. В компании также напомнили, что из более чем 700 курсирующих ежедневно поездов 235 являются убыточными. Нерентабельные маршруты могут быть сохранены, только если правительство продолжит оказывать им поддержку в полной мере, отметили в РЖД.

Официальный представитель "Аэрофлота" оставил без комментариев запрос РБК daily до официального опубликования документов. "Надо усиливать субсидирование местных региональных перевозок", - добавил представитель перевозчика.

Государство ежегодно выделяет Федеральной пассажирской компании (ФПК, дочерняя структура РЖД по перевозке пассажиров в дальнем следовании) компенсацию за перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах по цене ниже себестоимости. Субсидии не являются адресными, компания сама решает, как будут распределены эти средства. Объем господдержки с каждым годом снижается: в 2010 году ФПК получила от государства 35,7 млрд руб., в 2011 году - 29 млрд руб., а в 2013 году сумма снизится до 14,8 млрд руб. Взамен государство одобрило повышение тарифов на проезд в плацкартных и общих вагонах на 20% с 1 января будущего года.

В авиации механизм субсидирования выглядит совершенно иначе: там государство поддерживает не компании, а субсидирует перевозки по конкурентным маршрутам. К примеру, с 2009 года работает программа субсидирования авиаперевозок между дальневосточными и сибирскими регионами и Центральной Россией. Здесь на определенных маршрутах в летнее время предоставляется скидка 50% людям младше 23 лет и старше 60 лет. В 2012 году льготами воспользовались 463 тыс. пассажиров, субсидии на их перевозки составляют 3 млрд руб. в год.

Кроме того, с нынешнего года государство запустило проект "Дорожная карта" Минтранса, на который выделяет еще 3 млрд руб. в год. Эта программа предполагает субсидирование региональных авиаперевозок в Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Северо-Западном федеральных округах. Деньги будут распределяться на основе соглашений с авиакомпаниями. Билеты на выбранных государством маршрутах станут дешевле на 34%. Средства будут перечисляться по итогам перевозки, обязательным условием получения данной субсидии является отсутствие альтернативного пути по земле, в частности по железной дороге. Как ожидается, этими льготами воспользуются 730 тыс. пассажиров в год.

Аналитики считают, что подобная инициатива МЭР в первую очередь отразится на железнодорожном транспорте, которому придется отменять поезда на тех маршрутах, где государство откажется их субсидировать. Авиакомпании, по сути, ничего не потеряют, напротив, им может перейти часть бюджетных средств, которые сейчас достаются ФПК, считает глава агентства Infranews Алексей Безбородов. Понятно, что на всех расстояниях свыше 3 тыс. км РЖД проиграют авиатранспорту, рассуждает г-н Безбородов. Идея хорошая, но вряд ли она получит одобрение в правительстве, поскольку РЖД не согласятся уйти с этих маршрутов, уверен аналитик.

С учетом принятых сокращений в бюджете на 2013-2015 годы пересмотр государством расходов на перевозку пассажиров в целом неизбежен, считает Лев Рузавин из Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Логика чиновников не совсем понятна, считает глава агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Непонятно, как будут перераспределяться бюджетные деньги, ведь это совершенно разные виды транспорта, бюджеты и механизмы поддержки, говорит аналитик. Было бы справедливо говорить об изменении самого механизма поддержки - сейчас РЖД самостоятельно распределяют внутри холдинга полученные от государства деньги, тогда как следовало бы сделать госпомощь адресной, для конкретного маршрута, полагает Михаил Бурмистров. Это позволило бы создать рыночный механизм, предполагающий конкуренцию между видами транспорта и отдельными компаниями за перевозку пассажиров за счет средств господдержки, говорит аналитик....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка