Источник: газета «Аргументы и факты»
Автор: Марина Будникова
Опубликовано: 03.01.2013, 10:27

Беспилотник со сканером и системой GPS-Глонасс применят для исследований иркутские ученые


Беспилотный вертолет, собранный в Европе по специальному проекту Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ), займется изучением сибирских месторождений.

Беспилотный вертолет с лазерной сканирующей системой для инженерно-геодезических изысканий поступил в НИ ИрГТУ. Кафедра маркшейдерского дела и геодезии НИ ИрГТУ оснащена беспилотным вертолетом с лазерной сканирующей системой стоимостью 15 миллионов рублей. Беспилотник оборудован сканером, инерциальной и навигационной системой GPS-Глонасс.

Этот уникальный беспилотник ученые планируют использовать для исследований сибирских месторождений. Беспилотный вертолет при собственной массе 45 кг способен поднять в воздух 18 кг полезной нагрузки и 10 литров топлива. Вертолет может летать со скоростью до 45 км в час, находясь в воздухе до полутора часов. По словам заведующего кафедрой маркшейдерского дела и геодезии НИ ИрГТУ профессора Анатолия Охотина, характеристики беспилотника позволяют использовать его при поисковых операциях либо мониторинге чрезвычайных ситуаций, дистанционного зондирования, контроля деятельности промышленных объектов, картографической съемки, разведки ледовой обстановки, патрулирования сухопутных и морских границ и др. Характеристики аппарата позволяют ему работать даже на больших месторождениях, к примеру, Ковыктинском газоконденсатном или на Удокане - медном месторождении.

"Беспилотный вертолет приобретен в швейцарской компании, лазерное оборудование поставлено инженерными фирмами Европы. В частности, лазерная сканирующая головка была заказана в австрийской фирме Riegl, инерциальная система приобретена в Оксфордском университете, бельгийские инженеры оснастили вертолет навигационной системой GPS-Глонасс. Это удивительный аппарат, о котором мы давно мечтали, - отметил профессор А. Охотин. - Он позволяет проводить инженерно-геодезические изыскания для любых заказчиков. До сих пор аэрофотосъемка выполнялась с тяжелых Ан-30 и Ми-8, летающих на большой высоте, требующих много топлива и хороших погодных условий. К преимуществам новейшей техники относятся малый расход топлива (аппарат летает на АИ-95 и при необходимости может быть заправлен на любой АЗС), нетребовательность к погодным условиям, кроме минусовых температур, и способность производить съемку на высоте 500 метров и ниже".

Напомним, проект "Беспилотные летательные аппараты в маркшейдерии" представили маркшейдеры НИ ИрГТУ на заседании VI комиссии Международного Союза маркшейдеров (ISM) в г. Кэрнс (Австралия). Работа комиссии проходила в рамках съезда австралийского союза маркшейдеров, где собралось более 150 специалистов. Как сообщается на сайте университета, представители Иркутского технического университета стали единственными участниками из России.

 

Дайджест прессы за 3 января 2013 года | Дайджест публикаций за 3 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-30, Ми-8 (в процессе тестирования)