Автор: Екатерина Брызгалова
Опубликовано: 05.01.2013, 15:06
 

"Для меня IPO - это побочный эффект роста"

Основатель Skyscanner Гарет Уильямс рассказал "Газете.Ru" о причинах снижения цен на авиабилеты


Основатель Skyscanner Гарет Уильямс о взаимоотношениях с "Аэрофлотом" и "Яндексом", способе сбить цены на перелеты и подготовке к размещению акций на бирже - в интервью "Газете.Ru".

- Вы создавали свой бизнес, когда в сегменте онлайн-бронирования билетов не было конкуренции. Сейчас ситуация изменилась, как вы сохраняете конкурентоспособность?


- Мы начинали бизнес с открытия веб-сайта в 2001 году. Рынки, безусловно, отличаются друг от друга, и в сегменте продаж авиабилетов большую роль играет туристический опыт жителей той или иной страны, то, насколько часто они летают и даже насколько свободно пользуются пластиковыми банковскими картами, чтобы забронировать билет.

Но вне зависимости от того, развитый ли это рынок, на котором мы боремся за долю, или это развивающийся рынок, который лишь учится пользоваться сервисами поиска авиабилетов, главное для нас - качество результата, который получил пользователь при поиске. Это самая важная вещь, на которой концентрируется поисковик.

Что касается России, здесь у нас появляется все больше конкурентов. Поэтому наш главный принцип - качественный поиск - остается определяющим и на этом рынке.

- Как вы выбираете партнеров, которые предоставляют информацию о билетах для вашего сайта?

- Требования, пожалуй, как и в любой другой индустрии: качество, надежность, репутация на рынке. Учитывая специфику воздушных перевозок, мы также обращаем внимание на дистрибутивные системы, к которым подключены партнеры, их отношения с авиакомпаниями, конкурентоспособность, лояльность клиентов и, безусловно, веб-сайт.

Мы очень ценим доверие пользователей, поэтому партнерские сайты должны быть быстрыми, легкими, понятными и привлекательными.

- Сколько сейчас стоит компания Skyscanner? Вы думаете об IPO?

- Для меня IPO - это побочный эффект роста. Мы начинаем достигать того уровня, при котором возможен выход на биржу, но у нас нет внутреннего давления, которое требует IPO. Давайте вернемся к этому разговору года через два.

- Какую прибыль получает ваша компания?

- Сайт сейчас посещают 30 млн человек ежемесячно, среди них 15 млн - это уникальные посетители. За последние 12 месяцев пользователи нашего сайта забронировали билетов на общую сумму $3 млрд. Выручка за это время составила $50 млн. Мы очень успешны, но в настоящее время не раскрываем прибыль на правах частной организации.

- Кто сейчас ваш инвестор?

- У нас один инвестор, который вошел в капитал Skyscanner в 2007 году, - это Scottish Equity Partners, одна из самых успешных венчурных компаний в Европе, которая базируется в Шотландии.

- Вы знакомы с российскими IT-инвесторами - Юрием Мильнером, Алишером Усмановым, Леонидом Богуславским? Они предлагали вам свои инвестиции?

- Я многое о них слышал, но лично с ними не знаком. Мы как прибыльная компания пока не нуждаемся в дополнительных инвестициях, но я точно знаю, что перечисленные вами бизнесмены - одни из самых грамотных инвесторов в Европе за последние десять лет.

- У вас есть русскоязычный сайт Skyscanner. Насколько он успешен?

- Российский интернет-сайт Skyscanner был открыт в 2009 году, и в настоящее время он вырос до второго по величине рынка после Великобритании. Его интернет-трафик составляет более 10% от всего трафика компании, и ежемесячно российские туристы покупают билеты на сумму более $20 млн. Я считаю, что это отличный результат.

- С какими компаниями вы работаете в России?

- В первую очередь это ведущие авиакомпании, как, например, "Аэрофлот" и S7. Кроме того, мы работаем с сервисами онлайн-бронирования. Skyscanner выбирает лучшие сервисы - это те компании, которым доверяют пользователи и которые предоставляют услуги по наиболее конкурентным ценам, как, например, Ozon, Onetwotrip, Agent.ru и т. д.

- Какую бизнес-модель вы используете?

- Skyscanner - настоящий поисковик. Наша задача - найти и показать все возможные варианты перелетов, чтобы пользователь смог сам решить, где ему выгоднее купить билет. В первую очередь мы показываем все авиакомпании, совершающие перелет в заданном направлении, и варианты всевозможных стыковок. Но на рынке в тысячи раз больше агентств по продаже билетов, чем самих перевозчиков, поэтому мы опрашиваем и агентские сайты, чтобы упростить выбор нашим пользователям и будущим пассажирам.

Очень часто люди путают понятия "поисковик" и "продающее агентство". Наша бизнес-модель, как и у любых поисковых систем, реферальная, то есть, когда наши пользователи покупают билет на сайте партнера, мы получаем небольшое вознаграждение от партнеров. Таким образом, наши пользователи не переплачивают и покупают перевозку там, где дешевле. Кроме того, Skyscanner зарабатывает на рекламе.

- Вы планируете открыть офис Skyscanner в России?

- Как IT-компания мы не чувствуем необходимости в том, чтобы иметь отдельный офис на каждом рынке. Скорее нам подходит модель, при которой офис в Азии обслуживает азиатские рынки и офис в Европе (в нашем случае в Эдинбурге) работает с европейскими странами. Наши русскоговорящие сотрудники, работающие с российским рынком, ездят в Москву регулярно, и поэтому пока нет необходимости создавать отдельный офис в России.

Но мы видим, что российский рынок стремительно растет, и, возможно, мы откроем отделение в Москве.

- Как вы планируете расширять свой бизнес в дальнейшем? Вы будете покупать конкурентов?

- Надеюсь, что нам не придется покупать конкурентов и мы будем расти на более честной платформе лояльности клиентов к сервису. Сейчас нет никаких планов по поглощению других поисковиков.

- Расскажите, как выстраиваются ваши отношения с крупными интернет-компаниями, такими как "Яндекс", Google, Facebook и т. д.

- На поисковых системах "Яндекс" и Google мы размещаем рекламу, но с некоторыми компаниями мы сотрудничаем еще ближе, например, с компанией Microsoft. Mы недавно запустили приложение для Windows 8, которое не нужно скачивать - оно встроено в операционную систему.

- Как изменились цены на авиаперелеты за последнее время?

- Стоимость перелета для одного человека за один километр значительно упала за последнее время. Этому способствует увеличение числа компаний, которые предлагают услуги по бронированию, а также рост конкуренции среди авиакомпаний.

- А сам рынок сильно изменился за последние 10 лет?

- Сильно: количество бюджетных перевозчиков увеличилось, дешевые билеты стали доступнее для путешественников. Когда мы только начинали этот бизнес, онлайн-бронирование было феноменом, и за прошедшее время количество билетов, проданных через сервисы бронирования, увеличилось с 25 до 66%. И у нас в прогнозах еще больший рост количества бронирований онлайн. Кроме того, стремительно развивается и российский рынок, он играет все большую роль в нашем бизнесе - этот рынок уже более важен для нас, чем, допустим, немецкий или испанский.

- Европейский кризис сильно отразился на цене перелетов? И отразился ли он на вашем бизнесе?

- Полеты значительно подешевели, так как авиакомпании не могут просто так снизить число самолетов - им приходится снижать цены. Поэтому на наш бизнес кризис оказал сравнительно небольшое влияние: люди находят все больше дешевых билетов. Вследствие чего мы вполне успешны и планируем расти и развиваться дальше.

- Как часто вы сами летаете по миру?

- Часть нашего бизнеса сосредоточена в сингапурском офисе, куда нужно ездить довольно часто. Кроме того, несколько раз в год я участвую в IT-конференциях в других странах и иногда летаю к клиентам. Но большую часть времени занимает все же работа в офисе Skyscanner.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 января 2013 года | Дайджест публикаций за 5 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Skyscanner, Аэрофлот - российские авиалинии, Авиакомпания "Сибирь", ONETWOTRIP TRAVEL AGENCY (в процессе тестирования)