Источник: газета «Известия»
Автор: Ксения Баранова, Екатерина Квон, Дмитрий Евстифеев
Опубликовано: 09.01.2013, 08:36
Комментариев: 1

Потерпевший катастрофу Ту-204 погубили четыре отказа систем

Во время полета из Чехии в Россию у Ту-204 отказывали различные системы, а при посадке не погасилась скорость


Причиной крушения самолета Ту-204 в столичном аэропорту Внуково 29 декабря 2012 года, жертвами которого стали пять человек, мог быть технический фактор. Уже известно, что в последнем полете у лайнера несколько раз отказывали некоторые важные системы, в том числе и навигационные, а в момент посадки не сработала система гашения скорости - двигатели не перешли на реверсивный режим. Производитель самолета не согласен с этой версией и считает, что к крушению привело стечение нескольких факторов - пилоты не учли, что пустой самолет ведет себя иначе, поэтому допустили роковую ошибку при посадке.

Источники "Известий" в межведомственной комиссии, расследующей причины авиакатастрофы во Внуково, рассказали, что в качестве приоритетной версии эксперты рассматривают отказ техники.

- Во время полета Ту-204 из чешского аэропорта Пардубице в Москву произошло четыре случая отказа различных систем. По отдельности это было бы не критично, однако случилось так, что все сбои буквально наложились друг на друга, - пояснил собеседник "Известий". - Неполадки возникли с концевыми выключателями и датчиками обжима шасси, что привело уже к серьезной проблеме при посадке.

На Ту-204 установлены три двигателя, которые в момент касания со взлетно-посадочной полосой (ВПП) должны включаться на обратную тягу, чтобы успеть погасить скорость самолета. По неизвестной пока причине реверс так и не заработал, а концевые выключатели не привели в действие другие системы тормоза.

- На ВПП не было характерных следов торможения, что 100-процентно указывает на то, что реверс не сработал, - пояснил "Известиям" сотрудник контроля по безопасности аэропорта "Внуково". - Самолет подошел к ВПП на скорости около 280 км/ч, что выше нормы на 50 км/ч, и даже если бы пилоты начали тормозить, колеса не выдержали и полностью разрушились бы. У разбившегося Ту-204 они были абсолютно целые.

Для самих пилотов Ту-204 такое поведение самолета стало полной неожиданностью. Это подтверждает запись их переговоров с диспетчерами. Уже фактически в конце ВПП экипаж попытался поднять самолет в воздух и уйти на второй круг, но не успел этого сделать.

В ОАО "Туполев" не согласны с технической версией.

- Нельзя говорить о том, что Ту-204 испытывает проблемы с тормозами. Эта машина - не "сырой блин", а испытанный долгими годами самолет, - рассказали "Известиям" в дирекции по внешним связям и маркетингу ОАО "Туполев". - Судно было почти пустым, в таких случаях иногда самолеты ведут себя не совсем предсказуемо.

До сих пор неизвестно, в каком техническом состоянии Ту-204 вылетел в свой последний рейс из Чехии.

- Мы не можем предоставить никакой информации относительно катастрофы, поскольку сейчас еще идет расследование, - сообщил "Известиям" директор управления гражданской авиации аэропорта Пардубице Вит Малек.

Он также отказался пояснить, возможна ли ситуация, в которой самолет может покинуть аэропорт, находясь в неисправном состоянии.

Некоторые эксперты рассматривают человеческий фактор как причину авиакатастрофы.

- Самолет сел на большой скорости уже почти посередине полосы, а кроме реверса есть еще несколько возможностей затормозить, - пояснил "Известиям" заслуженный летчик СССР Рубен Есаян. - Принимать решение было уже поздно: пилоты долго колебались - взлетать или тормозить, а это все время. Все будет ясно по окончании расследования, однако у меня сложилось впечатление, что экипаж что-то неверно рассчитал.

- Нас учили: если после касания с землей через 15 секунд вы понимаете, что скорость не падает, - поднимайте машину и идите на второй круг, - рассказал "Известиям" Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев. - На этом самолете по каким-то причинам не сработал реверс, не включились концевики и датчики обжима шасси. Но эта ситуация была не критическая. Профессиональный летчик при такой длине полосы мог бы с ней справиться.

В профессиональном авиасообществе опасаются, что официальное расследование будет необъективным.

- Существует печальная статистика, когда в любом авиапроисшествии винят экипаж. Дело доходит до того, что командиру экипажа вручают лист, на котором написано, что найден отказ трех компонентов техники, ему предлагают подписать бумагу, что он согласен лететь, - добавил Толбоев. - Все это коммерческая составляющая, которая стоит выше, чем безопасность и жизнь людей.

Представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который ведет официальное расследование катастрофы Ту-204, отказались прокомментировать "Известиям" эти версии, предложив дождаться завершения следствия.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 января 2013 года | Дайджест публикаций за 9 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Туполев, Ту-204-100, Толбоев Магомед (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Материал удивляет грамотностью подготовки. У Ту-204 два двигателя, а не три. Если нет следов торможения, то это говорит только о том, что колёсами самолёт не тормозил, при чём тут реверс? Реверс тормозит самолёт обратной реактивной струёй, а не колесами!!!