О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-204 не хватило смазки

Наиболее вероятной причиной катастрофы пассажирского Ту-204 компании Red Wings Airlines, разбившегося 29 декабря прошлого года при посадке в московском аэропорту "Внуково", стал отказ реверса, помогающего экипажу остановить машину на скользкой полосе

Как стало известно "Ъ", наиболее вероятной причиной катастрофы пассажирского Ту-204 компании Red Wings Airlines, разбившегося 29 декабря прошлого года при посадке в московском аэропорту Внуково, стал отказ реверса, помогающего экипажу остановить машину на скользкой полосе. Интересно, что всего за неделю до аварии во Внуково другой принадлежащий Red Wings Ту-204 с аналогичной неисправностью аварийно сел в аэропорту Новосибирска. Однако рекомендация дополнительно смазать заклинивающие приводы включения реверса на 204-х поступила от авиационных властей лишь после трагедии во Внуково, унесшей жизни пятерых человек.

29 декабря около 16:30 Ту-204 100В NRA 64047 компании Red Wings Airlines совершал посадку в московском аэропорту Внуково. В первой половине дня этот лайнер доставил группу российских туристов в Чехию, а обратно возвращался пустым, поэтому в салоне находился только экипаж из восьми человек под командованием опытного летчика Геннадия Шмелева.

По данным источников "Ъ" в технической комиссии по расследованию катастрофы, экипаж посадил воздушное судно в штатном режиме, хотя и несколько небрежно - машина приземлилась с завышенной скоростью 250 км/ч при норме 225-245 км/ч и с перелетом в несколько сотен метров. Эти обстоятельства, как говорят специалисты, не были критичными, поскольку и остатка полосы пустому Ту-204 при умеренном попутном ветре было достаточно, чтобы спокойно погасить скорость.

При этом, учитывая сокращенную тормозную дистанцию, а также низкую эффективность "колесного" торможения лайнера (весь день 29 декабря шел снег, снизивший коэффициент сцепления шин с покрытием ВПП), экипаж сделал ставку на применение реверса. При активации этого устройства лопатки двигателей самолета разворачиваются, создавая таким образом обратную тягу, стремящуюся не разогнать, а, наоборот, затормозить катящуюся по полосе машину.

Однако реверс на обоих двигателях Ту-204 не сработал, а все попытки пилотов затормозить машину традиционным, "автомобильным" способом, оказались безрезультатными. После криков в кабине "Тормози! Тормози!" 80-тонный самолет, сбив выпущенными шасси сначала посадочный маяк, а затем и бетонное ограждение аэропорта, развалился на части. Носовой отсек с пилотской кабиной при этом остановился только в котловане, вырытом при реконструкции соседнего Киевского шоссе. В аварии погибли командир Ту-204, второй пилот, бортинженер и две стюардессы. Еще три бортпроводницы, находившиеся в момент столкновения в салоне, получили тяжелые травмы.

Расследованием катастрофы занялась техническая комиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК), которая пока официально сообщила лишь об обнаружении и начале расшифровки параметрического и речевого самописцев Ту-204. Между тем стратегическое направление расследования уже, можно сказать, определено и даже оглашено в так называемой директиве летной годности для самолетов Ту-204 и Ту-214 с двигателями ПС-90А, разосланной во все российские авиакомпании гендиректором авиарегистра МАК Александром Донченко.

В этом документе, основанном, как утверждает его автор, на "техническом решении ОАО "Туполев" N15519-41.03 от 30 декабря 2012 года", сообщается о двух авариях, происшедших с самолетами Ту-204 100В авиакомпании Red Wings в минувшем декабре. Помимо внуковской катастрофы в нем упоминается инцидент, происшедший 21 декабря в новосибирском аэропорту Толмачево - там севший борт NRA 64049 Red Wings выкатился за пределы полосы на 300 м и остановился в поле лишь после того, как у него стерлись и соскочили все колесные покрышки. 60 пассажиров и экипаж толмачевского рейса чудом не пострадали.

О причинах обоих инцидентов в директиве не сообщается, однако из указанных господином Донченко "обязательных для всех авиакомпаний корректирующих действий" они становятся понятны. Авиарегистр приказывает всем эксплуатантам Ту-204 и Ту-214 уже на "ближайшем оперативном обслуживании в базовом аэропорту" смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, а в дальнейшем проводить эту процедуру через 150 летных часов при отрицательных температурах и через 600 летных часов - при положительных. Экипажам, в свою очередь, предписано строго соблюдать рекомендации производителя Ту-204 и Ту-214 "при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях".

Как пояснили "Ъ" участники расследования, проблемы обеим "тушкам" Red Wings, скорее всего, создали несработавшие реверсы двигателей. Их включение на Ту-204 происходит в два этапа. Сначала совершивший посадку пилот переводит двигатели на малый газ, а рычаги управления реверсами (РУР) ставит в промежуточное положение "малый реверс", при котором торможения еще нет. Чтобы появился полноценный реверс, самолет должен опуститься колесами на бетонку. При этом стойки шасси сжимаются и через подвижный стержень-шток замыкают концевой выключатель, который, в свою очередь, разблокирует РУР и позволяет пилоту сдвинуть их дальше, создавая таким образом мощную обратную тягу. Иначе говоря, пока колеса не коснутся земли, включить реверс на Ту-204 невозможно. То же самое происходит и в случае заклинивания стержня-штока: система "не видит" приземления.

Расследователи полагают, что штоки на бортах Red Wings стало клинить из-за морозов - экипажи с наступлением холодов начали активно применять противообледенительную обработку, и агрессивная жидкость, попадая в механизмы, могла вызвать их коррозию или заледенение. Из этих соображений и было решено принять превентивные меры по смазке всех штоков на российских "тушках".

Однако внуковской трагедии, как говорят участники расследования, способствовали и ошибки командира Шмелева. Руководство по летной эксплуатации Ту-204 предписывает экипажу в случае невключения реверсов на обоих двигателях (об их активации в промежуточном положении РУР сигнализирует специальное табло "Реверс включен") немедленно прекратить попытки сдвигать рычаги дальше. Пилоты в этом случае должны вернуть РУР в исходное положение и пользоваться колесными тормозами, опустить прижимающие самолет к земле спойлеры-интерцепторы на крыльях, наконец, выключить двигатели.

Геннадий Шмелев и его напарник, как полагают участники расследования, возникшую техническую неисправность вовремя не распознали. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на колесных тормозах и рулении по полосе, они более полуминуты тянули РУР вверх, надеясь включить неисправные реверсы. По мнению некоторых экспертов, летчики приложили к рычагам такое мощное усилие, что частично преодолели блокировку РУР в промежуточном положении и увеличили таким образом прямую тягу двигателей. Понять, что машина в результате его действий не замедляется, а разгоняется, командир Шмелев смог лишь за мгновение до удара о препятствие: он подал команду "Выключить двигатели!", но выполнить ее оказалось уже некому....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка