Источник: газета «Московский комсомолец»
Автор: Дмитрий Попов, Дарья Федотова
Опубликовано: 09.01.2013, 09:19

Ту-204 подвела "защита от дурака"

Эксперты винят конструктивную особенность самолета и "сдвиг ветра", но не экипаж


Две версии жесткой посадки "Ту-204" авиакомпании Red Wings 29 декабря в аэропорту "Внуково" озвучили "МК" авиационные эксперты. Так, известный летчик-испытатель Геннадий Скибин считает, что все дело в крайне редком явлении, которое в авиации называется "сдвиг ветра". Другой эксперт указывает на конструктивную особенность этого типа самолета, "вопрос с которой до сих пор не решается".

Напомним, "Ту-204", летевший из Чехии, выкатился за пределы полосы аж на Киевское шоссе, развалился на три части и загорелся. На борту находился только экипаж в составе 8 человек. Погибли 5 человек.

Как заявил "МК" Геннадий Скибин, экипаж в жесткой посадке, по его мнению, не виноват. А виноват так называемый сдвиг ветра, который может произойти в случае неустойчивой погоды в районе аэродрома.

- Простыми словами сдвиг ветра можно описать так: когда при посадке самолет уже почти касается полосы, направление ветра неожиданно меняется и начинает идти практически в хвост самолета. Машину буквально подхватывает воздушным потоком - и она не может коснуться земли.

- Насколько нам известно, экипаж был очень опытным. У КВС налет около 15 тысяч часов, у второго пилота - около 10 тысяч часов. Неужели они не могли ничего сделать?

- Пилоты в такой ситуации действительно ничего сделать не могут. В результате "подхвата" самолет уходит далеко от точки касания полосы - и его выносит за пределы ВПП. Такая ситуация, видимо, получилась во "Внуково". Экипаж и правда был достаточно опытным, но это реальный форс-мажор - обстоятельства непреодолимой силы.

- Могли ли наземные службы предупредить экипаж о сдвиге ветра?

- Нет. Это происходит моментально. Я сам лет 20 назад попал в такую ситуацию, когда был командиром на "Ан-12" в ходе испытательного полета. И при посадке в Барнауле случился сдвиг ветра. Я, правда, сумел остаться в пределах ВПП.

Другой авиационный эксперт "МК" на условиях анонимности рассказал о еще одной версии крушения "Ту-204" во "Внуково". По его словам, в жесткой посадке может быть виновата "конструктивная особенность этого типа самолета, вопрос с которой до сих пор не решается".

- Разработчики "Ту-204" установили на основных стойках шасси датчики обжатия. При посадке - когда вес самолета переносится на шасси - они это фиксируют, и только тогда включается система торможения и реверс. Эти датчики - этакая "защита от дурака" - нужны для того, чтобы реверс не включился в воздухе. Да, были единичные случаи, когда некоторые умники в воздухе врубали реверс, но шансы сесть без тормозов намного выше, чем вероятность включения реверса в воздухе. Зачем было нужно ставить такие датчики, непонятно, - заявил эксперт.

Также, по его словам, остается открытым главный вопрос - почему не сработали датчики. Возможно, они просто были неправильно настроены. Кстати, по словам эксперта, разрешение на введение в эксплуатацию самолета давал МАК, который сейчас занимается расследованием инцидента.

- Все авиационное сообщество ждет ответа МАКа. По-хорошему, это он в том числе виноват в крушении "Ту-204"... Вот Росавиация успела уйти от ответственности, за день до происшествия направив письмо о возможных проблемах с системой торможения. (Накануне катастрофы ведомство направляло такое письмо руководству компании Red Wings, поскольку за последние два месяца три самолета этого типа выкатывались за пределы ВПП. Последний случай произошел 21 декабря прошлого года в аэропорту "Толмачево" - после касания полосы не включился реверс обоих двигателей и не сработала система торможения. - Ред.). В общем, как всегда, виноваты окажутся летчики, - пояснил эксперт.

Кстати, в пользу версии о неисправных датчиках говорят и действующие пилоты, которые в тот день были во "Внуково". На одном из авиационных форумов "МК" удалось найти соответствующий комментарий:

- Мы сегодня уходили на полчаса раньше их... Это, может, и ошибка экипажа, но никто так нам и не сказал, ЧТО же надо делать, если концевики не обжались и нет ни тормозов, ни воздушных тормозов, ни реверса? Кто об этом нам - тем, кто становится заложником техники и ситуации, - может объяснить, ЧТО делать? В Новосибе (аэропорт "Толмачево". - Ред.) спасло поле - здесь поля не было, а ситуация один к одному, да еще уклон после горба.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 января 2013 года | Дайджест публикаций за 9 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: АН-12, Аэропорт, Межгосударственный авиационный комитет, Федеральное агентство воздушного транспорта, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Аэропорт Толмачево, Ту-204-100, Ан-12БК, Ред Вингс (в процессе тестирования)