Источник: сайт «Взгляд»
Автор: Елена Сидоренко
Опубликовано: 09.01.2013, 14:03

Взлет вместо торможения

Названа вероятная причина катастрофы Ту-204 во "Внуково"


Причиной катастрофы Ту-204 во Внуково перед Новым годом могли стать отказ в работе реверса на обоих двигателях и действия пилотов не по инструкции. Специалисты отметили, что эта версия подтверждается полученными после расшифровки черных ящиков данными. Но коллеги погибших пилотов полагают, что не стоит торопиться обвинять экипаж.

В среду специалисты заявили, что разбившийся при посадке во Внуково самолет Ту-204 компании Red Wings Airlines не мог совершить правильное торможение из-за заклинившего механизма реверса двигателей и действий пилотов не по инструкции. По данным комиссии, экипаж посадил воздушное судно в штатном режиме, хотя и несколько небрежно - машина приземлилась с завышенной скоростью 250 км/ч при норме 225-245 км/ч и с перелетом в несколько сотен метров. Эти обстоятельства, как говорят специалисты, не были критичными, поскольку и остатка полосы пустому Ту-204 при умеренном попутном ветре было достаточно, чтобы спокойно погасить скорость, рассказали источники газеты "Коммерсант" в технической комиссии по расследованию катастрофы.

При этом, учитывая сокращенную тормозную дистанцию, а также низкую эффективность "колесного" торможения лайнера (весь день 29 декабря шел снег, снизивший коэффициент сцепления шин с покрытием ВПП), экипаж сделал ставку на применение реверса. При активации этого устройства лопатки двигателей самолета разворачиваются, создавая таким образом обратную тягу, стремящуюся не разогнать, а, наоборот, затормозить катящуюся по полосе машину.

Однако реверс на обоих двигателях Ту-204 не сработал, а все попытки пилотов затормозить машину традиционным, "автомобильным" способом, оказались безрезультатными. После криков в кабине "Тормози! Тормози!" 80-тонный самолет, сбив выпущенными шасси сначала посадочный маяк, а затем и бетонное ограждение аэропорта, развалился на части. Носовой отсек с пилотской кабиной при этом остановился только в котловане, вырытом при реконструкции соседнего Киевского шоссе.

В аварии погибли командир Ту-204, второй пилот, бортинженер и две стюардессы. Еще три бортпроводницы, находившиеся в момент столкновения в салоне, получили тяжелые травмы.

Как пояснили участники расследования, включение реверсов двигателей на Ту-204 происходит в два этапа. Сначала совершивший посадку пилот переводит двигатели на малый газ, а рычаги управления реверсами (РУР) ставит в промежуточное положение "малый реверс", при котором торможения еще нет. Чтобы появился полноценный реверс, самолет должен опуститься колесами на бетонку. При этом стойки шасси сжимаются и через подвижный стержень-шток замыкают концевой выключатель, который, в свою очередь, разблокирует РУР и позволяет пилоту сдвинуть их дальше, создавая таким образом мощную обратную тягу. Иначе говоря, пока колеса не коснутся земли, включить реверс на Ту-204 невозможно. То же самое происходит и в случае заклинивания стержня-штока - система "не видит" приземления.

Следователи полагают, что штоки на бортах Red Wings стало клинить из-за морозов - экипажи с наступлением холодов начали активно применять противообледенительную обработку, и агрессивная жидкость, попадая в механизмы, могла вызвать их коррозию или заледенение. Из этих соображений и было решено принять превентивные меры по смазке всех штоков на российских "тушках".

Однако внуковской трагедии, как говорят участники расследования, способствовали и ошибки командира Шмелева. Руководство по летной эксплуатации Ту-204 предписывает экипажу в случае невключения реверсов на обоих двигателях (об их активации в промежуточном положении РУР сигнализирует специальное табло "Реверс включен") немедленно прекратить попытки сдвигать рычаги дальше. Пилоты в этом случае должны вернуть РУР в исходное положение и пользоваться колесными тормозами, опустить прижимающие самолет к земле спойлеры-интерцепторы на крыльях, наконец, выключить двигатели.

Геннадий Шмелев и его напарник, как полагают участники расследования, возникшую техническую неисправность вовремя не распознали. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на колесных тормозах и рулении по полосе, они более полуминуты тянули РУР вверх, надеясь включить неисправные реверсы. По мнению некоторых экспертов, летчики приложили к рычагам такое мощное усилие, что частично преодолели блокировку РУР в промежуточном положении и увеличили таким образом прямую тягу двигателей. Понять, что машина в результате его действий не замедляется, а разгоняется, командир Шмелев смог лишь за мгновение до удара о препятствие: он подал команду "Выключить двигатели!", но выполнить ее оказалось уже некому.

Специалист пояснил, что на столь высокой скорости нельзя пользоваться тормозами, потому что при таком раскладе самолет "разуется", то есть резина разогреется до такой степени, что слетит.

"Когда включается реверс, автоматически увеличивается режим работы двигателей, но в то же время включается реверсивное устройство, которое, как уже говорил, струю разворачивает против движения. В этом случае реверсивное устройство не сработало на двигателе, режим был увеличен, и это привело к тому, что вместо торможения увеличилась скорость, и самолет пошел на взлет. И никакие тормоза уже не помогли бы. Коэффициент сцепления с посадочной полосой был нормальный - в пределах 0,5", - добавил Смирнов.

"Для разрешения ситуации у экипажа были считанные секунды. Система подготовки пилотов рассчитана таким образом, чтобы ни один отказ ни одной системы не привел к фатальным результатам. Для этого необходимо строго соблюдать руководство летной эксплуатации и нужно тренировать пилота на тренажерах. Прежде чем обвинять экипаж, нужно проверить, были ли они натренированы на такие случаи, - подчеркнул Олег Смирнов. - Чтобы избежать трагедии, пилот должен был выключить двигатели, выпустить спойлеры (на крыле поднимается планка, которая полностью лишает его подъемной силы). Если бы все это было сделано, то самолет мог бы выкатить за пределы ВПП, сломать шасси, но не более того".

По его словам, членов экипажа можно обвинить в чем угодно, но первопричина всегда техническая. "Человеческий фактор - это не только экипаж, но и конструкторы, государственные регулирующие органы. Ведь до этой трагедии было еще два аналогичных случая на Ту-204: в ноябре прошлого года самолет выкатился в аэропорту Екатеринбурга, а в середине декабря в Новосибирске. Уже тогда должны были поднять шум, предпринять все меры, чтобы у техники больше не было таких отказов. Регулирующие органы должны были либо прекратить временную эксплуатацию Ту-204, либо провести дополнительные тренировки пилотов, но этого не было сделано", - заявил заслуженный пилот СССР.

"Я и мои коллеги такие предположения сделали еще в день катастрофы, и они полностью оправдались, несмотря на то, что в произошедшем обвиняли членов экипажа. После расшифровки черных ящиков вырисовалась полная картина катастрофы: не сработала реверсивная система торможения. Это когда после посадки процесс торможения начинается только с реверса. Что такое реверс? Реверс двигателя - это когда срабатывает специальное устройство на двигатели и струя идет не с положительным знаком, увеличивая тягу, а, наоборот, своей реактивной силой тормозит самолет. Когда скорость воздушного судна падает настолько, что становится приемлемым торможение колесами. Это стандартное условие для всех современных самолетов", - рассказал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 января 2013 года | Дайджест публикаций за 9 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пилот Ай Си, Ту-204-100, Смирнов Олег, Ред Вингс, Ред Вингс (RED WINGS), Взлет (в процессе тестирования)