О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании обиделись на "Транснефть" и грозят ей судом

Для осмотра трубопроводов решено использовать тяжелые вертолеты, которые в эксплуатации втрое дороже, чем "Робинсоны"

19 декабря 2012 года госкомпания "Транснефть" запретила использовать для мониторинга своих нефтепроводов вертолеты, имеющие только один двигатель, - речь идет о вертолетах Robinson R44, закупленных авиакомпаниями под нужды "Транснефти". Удивленные этим решением подрядчики - шесть авиакомпаний - несут потери объемом десятки миллионов рублей в месяц. Об этом "Известиям" рассказал председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков.

Нефтетранспортная монополия "Транснефть" является ключевым заказчиком на рынке вертолетных услуг. Под нужды "дочек" "Транснефти" (именно они заключают контракты) на 2012-2013 годы российские авиакомпании закупили порядка 50 легких американских вертолетов Robinson, и размер вложений является критичным для многих компаний, говорит Казачков. Решение о запрете одномоторных вертолетов было принято на следующий день после вызванной обледенением аварийной посадки вертолета Robinson R44, облетавшего нефтепровод Малгобек-Тихорецк. В распоряжении вице-президента "Транснефти" Павла Ревель-Муроза (есть у редакции) подчеркивается, что в зимнее время вертолеты с одним двигателем имеют недостаточную надежность.

По словам Казачкова, теперь вертолетным компаниям придется обслуживать "Транснефть" исключительно де-факто с помощью двухмоторного вертолета Ми-8Т (транспортный). По информации президента "ЮТэйр - Вертолетные услуги" Алексея Виноградова, компания ("ЮТэйр" контролируется "Сургутнефтегазом" Владимира Богданова) вложила более 90 млн рублей в мероприятия по выполнению контрактов по мониторингу трубопроводов "Транснефти". Так, в 2012 году фирма купила шесть новых вертолетов Robinson R44, подготовила для них летный и технический персонал, ангары в оперативных точках, топливо и вспомогательное оборудование. В случае отказа от использования данных вертолетов - это прямые убытки компании. Кроме того, в таком случае будет затруднительно выполнить требуемый объем работ, говорит Виноградов.

По словам председателя совета директоров компании "Уфимские авиалинии" Дмитрия Торопова, только потери его авиакомпании составляют порядка 6 млн рублей лизинговых платежей, а с налогами и зарплатами персоналу в месяц получится порядка 13-15 млн рублей потерь. Это при том, что у компании 15 вертолетов Robinson. Потери авиакомпаний "Баркол", "ЮТэйр - Вертолетные услуги", "Аэрогео", "КонверсАвиа" сопоставимы.

- Мы с коллегами рассматривали возможность игры в пользу какой-то другой структуры, но не видим вариантов, - сказал "Известиям" Торопов. - Нет таких компаний, которые получили бы от этого какую-то выгоду, могли бы выполнить эту работу вместо нас. Пока "Транснефть" взяла на себя эти увеличившиеся расходы, но только в рамках того бюджета, который у них запланирован на эти задачи по мониторингу. Если решение не будет отменено, то нам останется только обращаться в суд, но это самый крайний вариант. Мы понимаем, что судиться с госкорпорацией означает попасть в черный список, но тут уже терять нечего. Такие компании, как ООО Авиакомпания "Баркол", ЗАО "Авиационная компания "Уфимские авиалинии" и ООО "АэроГео", в результате этой ситуации просто обанкротятся. Это означает по несколько сотен новых безработных от каждой компании.

- Нет смысла поднимать дефицитную шеститонную транспортную машину для перевозки одного летчика-наблюдателя, многократно увеличивая накладные расходы. Ми-8Т (стоит около $15-17 млн) рассчитан на 28 пассажиров, расход топлива в среднем превышает 700 л/ч. У Robinson R44 (ценой около $0,5 млн) расход порядка 57 л/ч и стоимость полетного часа составляет порядка 30 тыс. рублей против 100 тыс. рублей у Ми-8Т, - говорит Михаил Казачков. - А что касается безопасности полетов, то не надо судить о вертолете по общей статистике, в которой большую часть аварийных случаев составляют летные происшествия с участием пилотов-любителей, нарушивших правила летной эксплуатации.

По мнению Казачкова, коррупции в этом вопросе не просматривается и никакой выгоды "Транснефть" от такого решения не получает - напротив, вертолетные компании не имеют достаточного количества вертолетов Ми-8Т. Вертолетчики заявляют о некомпетентности руководства "Транснефти" в этом вопросе и просят отменить странное решение.

Руководство "Транснефти" объясняет свою позицию заботой о безопасности пилотов и наблюдателей.

- Мы не можем рисковать жизнями людей ради коммерческой выгоды, поэтому использование вертолетов Robinson R44 временно приостановлено, - сказал "Известиям" представитель "Транснефти" Игорь Демин. - Это временный запрет, пока мы ждем оценки безопасности вертолета от Минтранса. Ведь есть две точки зрения: первая - низкая надежность самой машины, вторая - высокая надежность вертолета, провоцирующая пилотов на небрежное пилотирование, что и приводит к авариям. Сейчас проводится разбирательство, по его итогам будет принято решение.

С "Робинсонами" действительно часто происходят летные происшествия, порядка 8-9 случаев ежегодно, зачастую с гибелью людей. Но, по данным начальника управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Сергея Мастерова, большая часть инцидентов связана с нарушениями правил эксплуатации вертолетов и произошла именно с пилотами-любителями, а на долю коммерческой авиации и профессиональных пилотов приходятся только немногочисленные случаи технических отказов. Непосредственно отказами систем вертолета обусловлено только шесть случаев за пять лет эксплуатации этих вертолетов в России. Из этих шести случаев один был связан с погодными явлениями, а два являются следствием столкновения вертолета с птицей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка