Источник: информационное агентство «Lenta.Ru»
Автор: Дарья Еремина
Опубликовано: 10.01.2013, 11:01

Зона вечной турбулентности

Провальная стройка берлинского аэропорта ударила по имиджу ФРГ


В Берлине в четвертый раз перенесли открытие аэропорта имени Вилли Брандта (BER), который не могут достроить уже седьмой год. Новый аэропорт должен заменить существующие и стать единственным в регионе Берлин-Бранденбург. Обсуждать этот проект начали еще в конце 1980-х, но к строительству перешли только в 2006 году. Первоначально предполагалось, что справиться с этой задачей успеют всего за два года, однако аэропорт до сих пор простаивает. Теперь политики обещают, что открытие состоится в 2014-м, но на окончание работ к этому сроку особых надежд никто уже не питает.

В Берлине до недавнего времени существовало три аэропорта: Темпельхоф (Tempelhof) в центре, Тегель (Tegel) на северо-западе и Шенефельд (Schoenefeld) на юго-востоке. Сейчас в городе действуют только два последних. Темпельхоф был закрыт в 2008 году, а на его территории по настоянию горожан разбили парк, который открылся для посетителей в 2010 году и стал самым большим в Берлине.

Аэропорт Тегель тоже в перспективе закроют. Это планируется сделать незадолго до ввода в эксплуатацию нового большого аэропорта Берлина-Бранденбурга BER. В мае 2012 года в Тегеле уже полным ходом шла подготовка к закрытию, однако тогда открытие BER в очередной раз сорвалось. Что будет на территории Тегеля после ликвидации аэропорта, пока точно неизвестно. Высказываются предложения построить на его месте центр "зеленых" технологий, жилые дома или заводы. Шенефельд закрывать никто не собирается - он сольется с новой воздушной гаванью, расположенной непосредственно к югу от него.

Первые планы создания большого аэропорта для Берлина и Бранденбурга появились в конце 1980-х вместе с падением Берлинской стены. К 1996 году власти определились с местом застройки. Спустя еще десять лет, в 2006-м, федеральный административный суд дал официальное разрешение на строительство из расчетного пассажиропотока в 27 миллионов человек в год.

Аэропорт должен был открыться в июле 2008-го, но тогда довольно быстро стало понятно, что это нереально. Еще через два года разорилась компания, занимавшаяся проектированием аэропорта. Не в последнюю очередь по этой причине открытие пришлось переносить с ноября 2011 года на июнь 2012-го. Однако в мае 2012 года, за несколько недель до предполагаемого ввода объекта в эксплуатацию, выяснилось, что с имеющимися недоделками аэропорт открывать опасно. Оказалось, что там не налажена пожарная сигнализация, не завершены некоторые строительные работы и не готова система выдачи багажа.

Больше всего постоянные отсрочки разозлили авиакомпании, которые рассчитывали на увеличение пассажиропотока уже в ближайшее время, и магазины, собиравшиеся открыться в здании нового аэропорта. В итоге всем им приходится считаться с финансовыми потерями и срывом планов продаж.

После майского провала наблюдательный совет BER решил уволить директора по техническому оснащению аэропорта Манфреда Кертгена (Manfred Koertgen), а также определить, сколько же еще времени понадобится на доработку и какую сумму денег придется выделить дополнительно. В итоге ничего конкретного так и не было решено - стало лишь очевидно, что до открытия еще очень далеко и расходы будут только расти.

К сентябрю от властей потребовали назвать новую дату - раз уж дело так и не дошло до роспуска наблюдательного совета и начала расследования сложившейся ситуации. В итоге руководство аэропорта назвало новый, не столь отдаленный срок открытия, а именно 17 марта 2013 года. Но и этот прогноз продержался недолго. По сложившейся традиции, наблюдательный совет после Нового года отложил открытие - на этот раз до 2014 года.

Тем временем стоимость проекта возросла на 1,2 миллиарда евро. Строительство аэропорта Вилли Брандта финансируется властями Берлина и Бранденбурга, которые оплачивают по 37 процентов расходов, оставшиеся 26 процентов покрывает федеральное руководство. Так что увеличение стоимости проекта не может не раздражать население, чьи налоги уже который год уходят на этот долгострой.

Нынешний перенос сроков ударил по репутации мэра Берлина Клауса Воверайта. Из-за скандала он лишился поста главы наблюдательного совета BER. Более того, оппозиция не упустила возможности воспользоваться этим поводом и потребовала отставки Воверайта с поста мэра. Немецкая столица является одним из самых бедных городов Германии, и тем не менее Берлин, которым Воверайт управляет с 2001 года, давно превратился в одну большую стройплощадку, и конца ей пока не видно. Неблагоустроенность немецкой столицы мэр сумел превратить в часть имиджа, сделав девизом города слоган "Мы бедные, но сексуальные" (Arm, aber sexy).

Впрочем, в случае с берлинским аэропортом такого слогана недостаточно, чтобы оправдать огромное количество провалов. Журналисты уже переделали этот девиз в "Мы бедные и немощные". В данном случае речь идет уже не просто о берлинской специфике - на карту поставлен знак качества "сделано в Германии". В этом смысле такой долгострой - полная катастрофа. Немецкие газеты пишут о том, что аэропорт стал поводом для насмешек над немцами по всему миру, и заявляют, что легче уже снести его совсем, чем закончить. Сатирические журналы в качестве объяснения предположили, что аэропорт стоит на древнем индейском кладбище, поэтому там ничего и не строится. Блогеры тем временем тоже острят: например, публикуют приглашение на открытие аэропорта в 2026 году.

Серьезные эксперты пишут, что за время строительства проект безнадежно устарел и пора все перестраивать заново, чтобы аэропортом вообще можно было пользоваться. Они считают, что если его и удастся достроить, то не раньше 2015 года. Как официально заявил нынешний главный технический директор BER Хорст Аманн, имеющиеся трудности "серьезные, если не сказать ужасные". В некоторых случаях попросту нарушены разрешения на строительство и неправильно проложена электропроводка. Неполадки пожарной системы, которой занимались компании Siemens и Bosch, так до сих пор и не устранены. К тому же были заказаны слишком короткие эскалаторы. Дошло даже до того, что на территории высадили не те деревья, которые были нужны, и теперь их придется пересаживать.

В середине января перед транспортным комитетом бундестага отвечать за все эти ошибки и недоработки придется мэру Берлина Клаусу Воверайту, министру транспорта ФРГ Петеру Рамзауэру и главе BER Райнеру Шварцу. Одновременно пройдет заседание наблюдательного совета, на котором, по всей видимости, сменится часть его состава, а также будет отправлен в отставку Шварц. Кто станет руководить стройкой теперь, пока неизвестно. Приведет ли это к прорыву, тоже сказать сложно. Но похоже, что никто на это уже особенно и не надеется. Аэропорт Вилли Брандта постепенно превращается в печальную городскую легенду.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 января 2013 года | Дайджест публикаций за 10 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" (в процессе тестирования)