О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Нордавиа": информационно-технологический прорыв в будущее

В авиакомпании "Нордавиа" прошла презентация вновь открытого центра обработки данных

В авиакомпании "Нордавиа" прошла презентация вновь открытого Центра Обработки Данных. На презентацию были приглашены журналисты.

Авиакомпания "Нордавиа" по итогам 2012 года является лидером в регулярности авиаперевозок среди пассажирских авиакомпаний России. Одной из важнейших составляющих этого успеха является эффективное взаимодействие всех подразделений авиакомпании, участвующих в организации и обеспечении перевозок, планировании маршрутов, техническом обслуживании и летной работе. Без налаженной современной системы управления, включающего в себя постоянный мониторинг, контроль и учет, вопросы обеспечения отлаженного сотрудничества всех участников столь высокотехнологичного производства, как авиационные перевозки, сегодня просто невозможно. Ключевую роль в этом играет решение задач по автоматизации управления. С этой точки зрения "Нордавиа" по праву относит себя к передовым современным компаниям. Автоматизацией управления в авиакомпании целенаправленно занимаются с конца прошлого века, ее IT-специалисты всегда в фарватере новейших технологий в вопросах программного обеспечения управленческих процессов.

Одним из знаковых достижений завершившегося 2012 года в направлении развития информационных технологий в "Нордавиа" стало открытие собственного Центра Обработки Данных.

Что это значит для компании, в чем существенное отличие ЦОД от обычной "серверной" рассказал директор Департамента информационных технологий и связи Игорь НАВОЛОЦКИЙ:

- Главное отличие в том, что ЦОД - это не просто помещение с "железными ящиками", серверами. Во-первых, это аппаратура новейшего класса и уровня. Наши сервера, которыми мы пользовались до сегодняшнего времени, возможно, и могли бы представлять интерес для предприятий с меньшей "информационно-технологической нагрузкой", но для нас они невозвратно устарели.

Во-вторых, ЦОД - это развитая инфраструктура, обеспечивающая защищенный доступ к информации, хранение и передачу информации, взаимодействие между информационными сервисами,  бесперебойное функционирование предприятия.

И, наконец, в-третьих, ЦОД обладает значительно более высокой степенью защиты, чем обычные сервера. . ЦОД "Нордавиа" имеет возможность автономного энергообеспечения и теперь мы избавлены от перепадов напряжения, отключения электроснабжения, которые, к сожалению, нередки и влекут за собой потерю оперативной информации. В авиационном бизнесе это архиважный фактор, могущий существенно нарушить текущие производственные процессы.

Несколько слов о технической реализации ЦОД. Наша компания отказалась от классической схемы построения и развития ЦОД, в которой каждому сервису или группе сервисов выделяется персональный физический сервер, в пользу использования технологии виртуализации серверов Microsoft Hyper-V.  Данная технология все больше и больше проникает в ЦОД-ы крупнейших компаний за счет множественных плюсов, таких как: практически неограниченная производительность и масштабируемость, централизованное управление инфраструктурой, высокая надежность и отказоустойчивость, а также значительная экономия инвестиций и потребляемой электроэнергии.

В качестве платформы производственных сервисов используются виртуальные машины с операционными системами Microsoft Windows Server 2008/2012. Виртуализация этих серверов построена на базе отказоустойчивого кластера Microsoft Windows Server 2012 Datacenter, который в свою очередь работает на мощных серверах IBM System X с большим количеством процессорных ядер и оперативной памяти. Высокопроизводительная и высоконадежная система хранения данных IBM System Storage подключена к серверам кластера по скоростным интерфейсам Fibre Channel. Коммутационная часть инфраструктуры ЦОД построена на коммутаторах и маршрутизаторах Cisco, HP, D-Link работающих как на "классических" скоростях 1ГБ/с так и на высокоскоростных 10 ГБ/с . Также можем "похвастаться" внедренной системой мониторинга и управления Microsoft System Center 2012, которая предоставляет из себя комплекс сервисов по поддержанию инфраструктуры ЦОД в актуальном рабочем состоянии и значительно повышает использование ресурсов системных администраторов за счет централизованного администрирования.

- Игорь Геннадьевич, Вы упомянули о программных сервисах, используемых "Нордавиа" для эффективного управления. Можно конкретизировать о чем идет речь?

- Большинство используемых нами программ носят специфический характер и связанны с управлением именно авиационным бизнесом. Начну с современной программы "Эрлан-2". Она используется при планировании и контроле процессов, связанных с технической эксплуатацией воздушных судов. Данная программа позволяет обеспечивать практически весь спектр вопросов, связанных с этим направлением, в том числе вести и автоматизировать обработка "электронных формуляров" ВС; вести учет наличия, поступления и расхода изделий, получение информации по текущему состоянию авиационной техники и многое другое. Таким образом, бесперебойное техническое обслуживание парка воздушных судов "Нордавиа", оперативное отслеживание его состояния, поставка запчастей - основа безопасности полетов и "Эрлан-2" помогает поддерживать ее на высочайшем уровне.

Программа Meridian обеспечивает процессы связанные с планированием и оперативным управлением полетами. Здесь и ведение суточного плана полетов, ведение расписания, и оперативное управление полетами, и планирование и управление летной работой. Без использования данной программы невозможны работа таких подразделений авиакомпании, как Летный комплекс, Центр управления полетами. Кроме этого, данные из системы Meridian используются при мониторинге средней загрузки рейсов - основного показателя для планирования доходов.

При этом в информационно-технологическом активе предприятия есть и специальные программы поддерживающие процессы, связанные с учетом и контролем продаж, доходов и расходов предприятия, а также финансовый анализ от основной деятельности. Это Asia-Next и Mars.

Учет ресурсов предприятия ведется на основе ERP-системы (управление ресурсами предприятия) Microsoft Navision. В едином программном продукте осуществляется бухгалтерский учет, финансовый учет и бюджетирование, управленческий учет, кадровый учет и управление персоналом.

На предприятии налажен электронный документооборот. В электронном виде ведется учет и согласование договоров, хранятся и распространяются стандарты и документированные процедуры Менеджмента Качества. Основой для поддержки данного направления являются программы Lotus Notes и  SharePoint.

В Нордавиа созданы и эффективно используются интернет-платформы, как для внешних потребителей, так и для обеспечения внутрикорпоративных коммуникаций. Речь идет о сайте компании, где размещается вся актуальная информация для пассажиров, ведутся электронные продажи авиабилетов. По посещаемости и постоянному росту электронных продаж мы видим как неуклонно растет "популярность" нашего сайта, что, безусловно, увеличивает нагрузку на "движок" (программное обеспечение) и требует постоянного, можно сказать, неусыпного администрирования. Поэтому размещение нашего сайта у себя - очень важный аспект поддержки на высоком уровне современного информационного сервиса для наших пассажиров.

Что касается внутренней интернет-платформы - экстранет - то это предмет нашей особой гордости. Корпоративный портал "Нордавиа" на сегодняшний день находится на "рабочем столе" компьютера каждого сотрудника компании. В "границах" портала решаются большинство вопросов текущего управления, размещается оперативная информация производственных совещаний и групп, образцы бланков и документов кадрового учета, важная внутренняя документация, формируются заявки для различных подразделений, ведется учет исполнительской дисциплины и многое другое. Мы сегодня достигли такого уровня автоматизации, когда любой работник авиакомпании, приступая к исполнению своих обязанностей автоматически, исходя из функционала и имеющихся разрешений, получает не только электронную почту, но доступ к определенным информационным разделам на внутренней интернет-платформе и к сервисным программам, которые он будет использовать в своей работе.

- Игорь Геннадьевич, слушая Вас понимаешь насколько же высоким уровнем должны обладать IT-специалисты авиакомпании, чтобы поддерживать и развивать такую мощную информационно-технологическую структуру.

- Безусловно. Наши системные администраторы, программисты, эксплуатационщики - специалисты высочайшего класса. Не ошибусь, назвав их уникальными. Перечислять их знания и навыки не стану, но обращу внимание на еще одну, на мой взгляд очень важную деталь. Любая информационно-технологическая система ничто, если нет пользователей или люди пользуются ее возможностями неграмотно. У нас в авиакомпании практически каждый работник в той или иной степени продвинутый пользователь и владеет как минимум 2-3 сервисными программами, активно используя их в работе. Этому, Вы сами понимаете, людей необходимо постоянно учить, консультировать при возникновении сложных ситуаций или элементарного непонимания, обеспечивать надежное состояние эксплуатируемой компьютерной и оргтехники. Без коммуникативных способностей со стороны IT-специалистов в этих вопросах не обойтись. В этом смысле работники ДИТиС "Нордавиа" это не просто узкие специалисты, но и консультанты-практики. А это, согласитесь, особо дорогого стоит....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Нордавиа - региональные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка