Источник: газета «Коммерсантъ - Волгоград»
Автор: Ася Сафиуллина
Опубликовано: 16.01.2013, 08:26

"Саравиа" не оставляют в одиночестве

Росавиация просит пустить в Саратовскую область альтернативных перевозчиков


Попытки ликвидировать монополию ОАО "Саравиа" на рынке авиаперевозок Саратовской области продолжаются. В понедельник после совещания в Росавиации в адрес компании было направлено поручение с требованием рассмотреть возможность приема в саратовском аэропорту самолетов других перевозчиков. По мнению экспертов, приход конкурентов существенно ухудшит положение "Саравиа", поэтому компания будет пытаться сохранить монополию.

Единственный авиаперевозчик региона "Саратовские авиалинии" должен до 1 марта рассмотреть возможность приема и обслуживания на собственном аэродроме воздушных судов других компаний, готовых осуществлять рейсы в Саратов. Такое поручение было направлено в компанию после совещания в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) в понедельник. При этом отмечается, что воздушные суда альтернативных перевозчиков должны иметь технические параметры, соответствующие взлетно-посадочной полосе аэродрома.

Кроме того, "Саравиа" предложено провести ряд мероприятий, направленных на авиационную безопасность. По словам зампреда правительства области Юрия Моисеева, который присутствовал на совещании в Росавиации, в последнее время уделялось особое внимание развитию рынка авиаперевозок и повышению качества обслуживания на существующем аэропорте Саратова. "Работа на аэродроме "Саратов (Центральный)" нескольких авиакомпаний позволит снизить тарифы на внутренних и международных авиалиниях и повысить качество предоставляемых услуг", - прокомментировал он.

"Саратовские авиалинии" - монополист на саратовском рынке авиаперевозок. Основными акционерами АО являются ЗАО "Инвестиционный холдинг "Энергетический союз" (25,01%), физлицо Елена Павленкова (11,6%) и две фирмы - Tricona Enterprises Inc. и Avalon Ventures Inc. - по 24,99% каждая. Авиапарк состоит из 12 ЯК-42. Чистый убыток по итогам 2011 года составил 9,6 млн рублей. До недавнего времени авиакомпания "Саравиа" и аэропорт "Саратов (Центральный)" представляли одно юридическое лицо, но в сентябре 2012 года акционерами было принято решение о реорганизации в форме выделения ОАО "Международный аэропорт Саратов" (МАС).

Борьба с монополистским положением "Саравиа" на региональном рынке продолжается уже не первый год. Осенью 2011 года ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ЗАО "РусЛайн" обратились в Саратовское управление ФАС с жалобой на действия регионального перевозчика, который "злоупотребляет доминирующим положением" и тем самым нарушает "Закон о защите конкуренции". Как сообщила начальник службы по связям с общественностью ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" Елена Галанова, изначально в "Саравиа" вообще игнорировали заявки, а затем стали выдавать отказы в связи с ограниченностью пропускной способности аэропорта и "занятостью по праву исторического слота". УФАС встало на сторону "ЮТэйр" и выдало ОАО "Саравиа" предписание с указанием о заключении с договора на оказание услуг на прием воздушных судов типа ЯК-42 в саратовском аэропорту до 20 марта 2012 года. Гендиректор ОАО "Саравиа" Александр Боков тогда заявил, что уже разработан план мероприятий ценой более 20 млн рублей по подготовке аэропорта к приему самолетов других авиакомпаний. Но региональный монополист по-прежнему отказывает иногородним перевозчикам. В "ЮТэйр" надеются, что в итоге смогут прийти на саратовский рынок. "Ситуация уже вышла за пределы разборок между авиакомпанией и аэропортом на более высокий уровень, вмешался регулятор", - отметила госпожа Галанова.

В ноябре 2012 года глава Саратова Олег Грищенко направил письмо главе ОАО "Аэрофлот" Виталию Савельеву с просьбой "наладить постоянное альтернативное воздушное сообщение". По мнению господина Грищенко, "широко обсуждаемые технические сложности, якобы существующие в Саратовском аэропорту... имеют целью лишь затруднить честную конкуренцию". В свою очередь господин Савельев попросил главу Саратова оказать содействие в ускорении сертификации аэропорта областного центра к приему и выпуску воздушных судов SSJ 100. С подобной просьбой он обратился и к руководителю Росавиации Александру Нерадько, отметив, что приходу компании в Саратов мешает нежелание руководства ОАО "Саратовские авиалинии" терять монопольное положение.

Аналитик агентства "Инвесткафе" Андрей Шенк уверен, что рано или поздно монополист будет вынужден допустить других игроков на рынок. "Учитывая, что для "Саравиа" это базовый аэропорт, приход конкурентов будет весьма ощутимым. Это существенно ухудшит положение "Саравиа". Тут дело в невозможности мелкому игроку эффективно конкурировать с крупным участником рынка. Поэтому, наиболее вероятно, компания будет искать различные способы этого избежать", - сказал он.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 января 2013 года | Дайджест публикаций за 16 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Волгоград». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Федеральное агентство воздушного транспорта, Саратовские авиалинии, Аэрофлот - российские авиалинии, Авиакомпания Utair, Галанова Елена, Як-42, Саратовские авиалинии (Saratov Airlines), РусЛайн (Rusline), ЮТэйр (UTair), ЮТэйр-Карго (в процессе тестирования)