Источник: журнал «Профиль»
Опубликовано: 16.01.2013, 13:30

Почему никогда не бывает новых самолетов без неполадок

SPIEGELonline о неприятностях с авиалайнером Dreamliner концерна Boeing


Едва ли не каждый день становится известно о все новых неполадках с новой моделью Boeing. Dreamliner страдает целым набором "детских болезней". В ситуацию сочло необходимым вмешаться Федеральное управление гражданской авиации США. Однако если речь идет о новом типе самолета, возникновение проблем такого рода скорее правило, чем исключение.

С престижным проектом американского Boeing снова не все благополучно. Чуть больше года назад авиалайнер Dreamliner вышел на рынок, - и вот опять из-за технических неполадок имя его производителя склоняют на газетных полосах. Едва ли не каждый день на этой неделе приносил сообщения о новых поломках: утечка масла из двигателя, проблемы с тормозной системой, трещина в стекле кабины пилота и даже пожар на борту пустого самолета.

Теперь Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) собирается провести обстоятельное расследование причин этих аварий. Речь при этом идет как о системах электроники, так и о технологических производственных процессах, сообщили в Вашингтоне. Однако в целом надежность самолета Boeing 787 сомнению не подвергается.

Сам концерн Boeing стремится представить недавние инциденты как незначительные. По поводу трещины в стекле пилотской кабины один из представителей концерна высказался, что подобное нередко случается и с другими самолетами. Главный инженер Майк Сайннетт также встал на защиту обошедшейся почти в 200 миллионов долларов модели - гордости концерна. Самолет абсолютно надежен, заявил он.

Эксперты гражданской авиации тоже не склонны драматизировать серию неполадок с Dreamliner. Их единодушный комментарий: "Все это не что иное, как обычные детские болезни". Когда на рынке появляется настолько сложный авиалайнер с таким множеством всевозможных технических новаций, объясняют они, то в первое время едва ли возможно избежать проблем. Эксперты перечисляют целый список моделей, также перенесших в прошлом подобные "болезни раннего возраста" - Airbus A-380 и A-319 или тот же Boeing-747.

Электрические узлы и агрегаты не так надежны, как предполагалось

"Dreamliner во многом создавался с нуля,- поясняет Герт Понтиус из авиаконсалтинговой фирмы Prologis. - Существует мало чего сопоставимого, что могло бы послужить ориентиром для инженеров". Многие узлы и агрегаты представляют собой техническую новинку, - новизна не ограничивается тем, что самолет построен большей частью из композитных материалов с применением углеродного волокна и благодаря этому значительно более легок. Так, в модели Dreamliner вместо традиционной гидравлики Boeing делает ставку на новые аккумуляторные технологии для обслуживания, к примеру, систем управления и обогрева. Это также позволяет снизить вес самолета.

Однако электрические узлы и агрегаты, очевидно, работают не настолько стабильно, как хотелось. Проблемы с ними возникали еще в тестовом режиме. Тем больше удивляет, что с неполадками пришлось столкнуться и после того как самолеты были поставлены заказчикам. Впрочем, эксперт в области авиации Юрген Торбекк из Технического университета в Берлине и это считает вполне нормальным явлением: "Производители испытывают все до мельчайших деталей, но они не могут выявить все неисправности до единой, пока самолеты не будут введены в эксплуатацию".

Торбекк вспоминает об одном инциденте, случившемся, когда он работал в "Люфтганзе". Последняя закупила самолеты Airbus A340-200. Поначалу на них то и дело выходили из строя вакуумные туалеты. "Инженеры Airbus не придавали этому большого значения,- усмехается Торбекк,- но для нас это было большой проблемой". Понятно, почему: на некоторых рейсах 300 пассажирам приходилось "делить" один туалет. Проблему решила простая полоска жести, прикрывшая собой датчики канализационного резервуара. Они периодически ошибочно срабатывали, сообщая, что бак переполнен, вызывая автоматическое отключение туалета.

Скидки для первых покупателей

Иными словами, даже мелкий дефект в машине такой сложности может привести к значительным последствиям. По мнению авиационного эксперта, бывшего пресс-секретаря Boeing Генриха Гроссбонгардта подобные "детские болезни" производителями учитываются даже в ценовой калькуляции: "На первые заказы авиалинии получают до 50 процентов скидки с прейскурана". Позднее даже при крупных заказах можно ожидать уступки не больше, чем в 30%. Это означает: компенсация за незначительные технические изъяны, которые приведут к дополнительным расходам, уже учтена в цене покупки. Сюда же Гроссбонгардт относит и техническую поддержку со стороны производителя в первые месяцы летной эксплуатации.

Остаются репутационные издержки: серия неполадок привела к тому, что в конце прошлой недели стоимость акций Boeing временами снижалась на два процента. Однако эксперты полагают, что и эти затруднения вполне обозримы. "Может статься, кое-кто из пассажиров спонтанно откажется лететь на борту Dreamliner, - полагает Торбекк. - Но для авиакомпаний это едва ли будет иметь сколько-нибудь заметные последствия. Они постараются разобраться, насколько весомы окажутся эти недостатки. Так что из-за несущественных технических проблем заинтересованность в Dreamliner не пострадает".

 

Дайджест прессы за 16 января 2013 года | Дайджест публикаций за 16 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: А319, Самолетостроение (в процессе тестирования)