Источник: сайт «Sozidatel.org»
Автор: Сергей Чибисов
Опубликовано: 18.01.2013, 08:21

Технологии IT, да порядка не найти

О механизме информационного удушении российских стратегических отраслей


Сегодня в нашей стране интенсивно внедряются всевозможные IT-технологии, которые вроде бы как, должны облегчить жизнь бизнесу и простым людям, сократить все виды издержек и злоупотребления чиновников. Однако на практике получается нечто прямо противоположное. Почему же так происходит? - Не потому ли что технологии-то новые, а методы их внедрения все те же - древние, первобытные, "клановые", направленные в первую очередь на личное обогащение, вместо решения отраслевых и межотраслевых задач. И если дальнейший ход модернизации российской экономики продолжится в том же русле, то в скором времени мы получим резкий рост IT-рейдерства, IT-вымогательства и  "нано"-казнокрадства. То есть мы получим  общество "нано"-дикарей, неожиданно узнавших, как при помощи IT-технологий душить соплеменников и отнимать у них пропитание.

Начнем с того, что одна из главных причин, из-за которой отечественный рынок логистических услуг является одним из худших в мире - это хищнические традиции, сложившиеся в нашей Федеральной Таможенной Службе (ФТС), создающей невыносимые условия для всех участников логистического процесса. Как результат - рукотворная путаница законодательства и нормативных актов, задержки по срокам оформления и соответственно -  доставки грузов, откровенное вымогательство и хамство. Поэтому грузоотправители, у которых есть хоть малейшая возможность обойти ФТС РФ стороной, делают это в обход соседних государств, не считаясь с расстояниями. В связи с чем потери России от грузового транзита по пролегающему через ее территорию кротчайшему направлению - Азия-Европа, ежегодно составляют миллиарды долларов, но никому до этого в нашем государстве, похоже, нет дела, т.к. писалось и говорилось об этом неоднократно, а "воз и поныне там".

И вот для логистов-транспортников и таможенников пришла эпоха эффективных IT-решений - предварительное декларирование грузов, безбумажный документооборот, электронные накладные и тому подобные новинки. Но дремучие диверсанты, засевшие в недрах  ФТС, как говорится, не лыком шиты. Первоначально они  изо всех сил сопротивлялись вторжению электронных систем в их "темный лес", в котором хорошим, то есть своим людям привыкли верить на слово, а всех остальных "прессовать" по полной до тех пор, пока в процессе экзекуции они сами не додумаются, в какое окошечко сунуть заветный конвертик. Однако поняв, что противостоять наступающему прогрессу слишком долго не удастся, чиновники от ФТС решили его возглавить, отдав таможенные "шлюзы" и слишком очевидные предпочтения аффилированным компаниям, т.е. тем, кто щедро платит, а не тем, кто предлагает качественный информационно-технологический продукт.

Таким образом, в настоящее время в стране создаются условия для монополизации безбумажной технологии авиационного грузооборота, использующего международный стандарт e-freight. К 2014 году данный стандарт электронного оборота грузов станет обязательным для всех участников рынка воздушных грузоперевозок в России, и можно себе только представить, какие их ожидают злоключения, если Инновационный Центр гражданской авиации (Центр ГА), которому досталось внедрять в России пилотные проекты e-freight и,  стремящийся к монополии предоставления данного вида услуг, не справится с обязательствами или безбожно взвинтит цены.

Впрочем, формирование электронного будущего грузовых авиаперевозок начинается уже сейчас. Используя связи в Федеральной Таможенной службе "Центр ГА", руководитель - Рано Джураева, в прошлом возглавлявшая подконтрольную Олегу Дерипаске компанию "Базэл-Аэро", получил доступ к таможенному "шлюзу". Имея этот "шлюз" и плюс к этому, создав по аналогии ИАТА несколько форм электронных документов, "Центр ГА" пытается стать единственным оператором таможни, то есть сделать так, чтобы другие компании - участники авиатранспортной деятельности передавали сведения только через него.

Однако на текущий момент "Центром ГА" при финансовой поддержке из федерального  бюджета (на эти цели было выделено 10 млн рублей),  выпущено лишь два электронных документа, что, разумеется, не отражает полностью весь процесс грузового оборота (ИАТА - имеет куда больше форм, на оформление одного груза в бумажной версии требуется около 40 различных документов). Вывод напрашивается неутешительный: федеральные деньги потрачены, а поставленные задачи не решены, и есть все основания предполагать, что программа внедрения безбумажного документооборота будет либо монополизирована, либо элементарно провалена.

Между тем,  участники транспортно-логистического процесса хотели бы иметь альтернативу в выборе программного обеспечения и партнеров, которые будут обеспечивать передачу данных. И прямая обязанность российских властей -обеспечить им это право, а не попускать закабаления целой отрасли двумя-тремя компаниями, преследующими  исключительно собственные интересы.

"Центр ГА", которому Минтрансом РФ было доверено реализовывать пилотные проекты внедрения технологии e-freight, на что было выделено соответствующее финансирование, изначально отсек все контакты с другими компаниями, разработчиками систем безбумажного документооборота, успевших накопить серьезный опыт. Поэтому неудивительно, что собственных усилий "Центр ГА" хватило всего лишь на формирования двух электронных документов, а с таким набором далеко не улетишь, даже будучи монополистом.

 

Дайджест прессы за 18 января 2013 года | Дайджест публикаций за 18 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sozidatel.org». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Базэл Аэро, АЭРО (в процессе тестирования)