О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Частные авиакомпании выступили против объединения аэропортов

Все крупные российские авиакомпании, кроме "Аэрофлота", высказались против объединения аэропортов московского авиаузла. Таковы итоги совещания в Минтрансе, которое состоялось в конце прошлого года

Все крупные российские авиакомпании, кроме "Аэрофлота", высказались против объединения аэропортов московского авиаузла. Таковы итоги совещания в Минтрансе, которое состоялось в конце прошлого года. Об этом "Известиям" сообщил источник в ведомстве.

В совещании участвовали представители авиакомпаний "ЮТэйр", "Сибирь", "Трансаэро" и "Аэрофлот". При этом первые три высказали мнение, что в целях создания здоровой конкуренции Шереметьево, Домодедово и Внуково должны работать отдельно. "Аэрофлот" заявил, что готов поддержать консолидацию трех аэропортов.

"Аэрофлот" на 51,2% контролируется государством. "ЮТэйр" контролируется "Сургутнефтегазом" Владимира Богданова, "Сибирь" - супругами Владиславом и Натальей Филевыми, "Трансаэро" - на 44% Александром и Ольге Плешаковыми, остальные доли (экс-главы торговой сети X5 Льва Хасиса, компании "Трансаэро-финансы" и др.) существенно меньше. В итоге против объединения аэропортов оказались опрошенные частные компании - из опасений за конкуренцию. Похожие противоречия были ранее между аэропортами: единственный частный столичный аэропорт Домодедово (владельцы до сих пор доподлинно не известны) высказывался против слияния с Шереметьево и Внуково.

В "Сибири" и "Трансаэро" "Известиям" не смогли пояснить свою позицию по объединению аэропортов. В "ЮТэйр" не смогли прокомментировать факт совещания, однако отметили, что развитие конкуренции благотворно повлияет на уровень аэропортовых сборов. В "Аэрофлоте" официально также не высказывают свою позицию. Однако источник в крупнейшем российском перевозчике напомнил, что до сих пор не решен вопрос аэроэкспресса, который мог бы связать три аэропорта. Решение об экспрессе могло бы быть принято, если бы Шереметьево, Домодедово и Внуково объединились и получали госинвестиции как единая компания.

В Минтрансе "Известиям" не стали комментировать прошедшее совещание, однако напомнили, что недавно прошел конкурс, на котором определился консультант, который будет разрабатывать модель развития Московского авиаузла и определить целесообразность создания единой компании. Работы выполнит юридическая компания Vegas Lex совместно с Lufthansa Consulting GmbH ("дочка" авиакомпании Lufthansa) и Ernst & Young за 59 млн рублей.

Идея объединения аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово обсуждается в Минтрансе с весны 2012 года. В госкомпанию предлагалось передать госимущество аэропортов (взлетно-посадочные полосы и прочую инфраструктуру), а также госпакеты акций операторов-аэропортов. Минтранс объяснял свою инициативу необходимостью более эффективного распределения бюджетных средств между аэропортами. Выделяемые им на реконструкцию деньги предложено направлять единой госкомпании, которая сама распределяла бы их между аэропортами. Такая структура могла бы перераспределять и пассажиропотоки - к примеру, в случае реконструкции ВПП одного из аэропортов. При этом Минтранс не акцентировал внимание на том, что единственный частный аэропорт в МАУ - Домодедово - при объединении должен утратить самостоятельность. Контрольный пакет в создаваемой компании будет у государства.

В августе проект объединения был представлен президенту Владимиру Путину, который одобрил его и направил в правительство - с поручением до середины ноября проработать его с представителями Домодедово. Рабочую группу возглавил вице-премьер Игорь Шувалов.

Эксперт УК "Финам" Алексей Захаров отмечает, что аэропортовые сборы в Москве за те услуги, которые не регулируются государством, и так самые низкие в стране, и это не в последнюю очередь последствие конкуренции между аэропортами за авиакомпании. Сборы, влияющие на цену билета, могут возрасти, если управление аэропортами объединят. В итоге билеты подорожают.

- При нашей управленческой бюрократической cистеме объединение аэропортов приведет только к тому, что будет еще одна управленческая надстройка. Это не поможет реализации крупных проектов, - отмечает Алексей Захаров.

Как отмечает глава отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, если аэропорты будут объединены, близкий к государству "Аэрофлот" получит еще больше рычагов влияния.

- Есть три глобальных авиационных игрока, которые могут в будущем распределиться по трем московским аэропортам, как центры тяжести. Это Sky Team, который представляет "Аэрофлот" в Шереметьево, One World, который работает с "Сибирью" и Домодедово, и  Star Alliance, куда входит Luftgansa, которая, скорее всего, будет сотрудничать с "ЮТэйр" (Внуково), - напоминает Пантелеев.

Таким образом, независимость аэропортов поспособствует внутренней конкуренции, но в России не появится крупный мегаигрок мирового уровня, отмечает Пантелеев. Кроме того, отмечает эксперт, зачастую аэропорты, чтобы привлечь авиакомпании, демпингуют - это делает билеты дешевле, но таким образом недофинансируется сервис и инвестиции в аэропорты становятся менее привлекательными....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка